Анализ и проектирование операций с недвижимостью
p> Поддержка государства не смогла обеспечить не только роста, но и сохранения прежнего уровня производства. Как следствие снижается объем использования сельскохозяйственных угодий находящихся в пользовании с/х предприятий и организаций. Вместе с этим наблюдается медленный рост числа земель находящихся в личном пользовании граждан и земель фермерских хозяйств. Можно сделать вывод, что и в дальнейшем перераспределение земель в сельском хозяйстве будет идти от государственных предприятий к частному сектору. А предложение на рынке может превысить спрос.

Таблица 3. Земли в личном пользовании граждан.
|Показатели |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |
|Приусадебные земли |
|Число семей (тысяч) |19288 |16553 |16582 |16295 |16250 |16374 |
|Площадь (тысяч га) |6826 |5825 |6062 |5810 |5805 |5923 |
|Коллективные и индивидуальные сады |
|Число семей (тысяч) |13534 |14335 |14739 |15021 |15078 |15166 |
|Площадь (тысяч га) |1083 |1167 |1209 |1242 |1267 |1264 |
|Коллективные и индивидуальные огороды |
|Число семей (тысяч) |7884 |8211 |7614 |7386 |7036 |6558 |
|Площадь (тысяч га) |601 |654 |621 |603 |576 |545 |

В личном пользовании граждан (таблица 3) количество земель за 1992-
1997 годы постепенно снижалось (за исключением коллективных и индивидуальных садов). Здесь видимо сыграло роль подорожание жизни, так как у многих семей участки находятся достаточно далеко за чертой городов, то часто ездить оказывается невозможно, а сады отнимают не так много времени.
В любом случае многие граждане хотели бы иметь приусадебный участок и потенциально это огромный рынок.

Таблица 4. Наличие у домохозяйств земельных участков (по данным мини переписи населения 1994 г) %.
| |Все |Домохозяйства состоящие из |
| |домохозя| |
| |йства | |
| | |1 |2 |3 |4 |5 и |
| | |человека|человек|человек|человек|более |
| | | | | | |человек|
|Все домохозяйства в|100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|т.ч.: | | | | | | |
|Имеют зем. участок |58,3 |48,4 |57,9 |55,6 |63,8 |71,1 |
|Приусадебный |22 |28,1 |24 |16,7 |17,8 |25,3 |
|участок | | | | | | |
|Садовый или дачный |16,9 |5,2 |14,5 |20,6 |24,2 |21,6 |
|участок | | | | | | |
|Огород |9,5 |8,1 |9,5 |9,4 |10,4 |10,6 |
|Приусадебный |7,7 |6,4 |8,2 |6,5 |8,1 |10,4 |
|участок и огород | | | | | | |
|Прочие сочетания |2,2 |0,6 |1,7 |2,4 |3,3 |3,8 |
|Не имеют зем. |41,7 |51,6 |42,1 |44,4 |36,2 |28,9 |
|участка | | | | | | |

Таблица 4 может дать примерное представление о потенциальном спросе на земельные участки среди семей. Так более 40% всех семей не имеет земельного участка и даже если большей части из них он не понадобится, то все равно оставшаяся часть составит очень большое число потенциальных покупателей. И, скорее всего, большую часть из них составят семьи с размером 2-4 человека.

Таблица 5. Основные виды сделок на российском земельном рынке.
|Виды сделок |1994 |1995 |1996 |
| |Количеств|Тыс. га|Количеств|Тыс. га|Количест|Тыс. га |
| |о | |о | |во | |
|Передача зем. |112,3 |24 |64,4 |18,4 |43,9 |9 |
|участков в соб-ть| | | | | | |
|за плату местными| | | | | | |
|органами власти в| | | | | | |
|т.ч.: | | | | | | |
|Гражданам для |109,9 |12 |62,5 |6,5 |40,9 |3,5 |
|индивидуального | | | | | | |
|строительства, | | | | | | |
|дачного | | | | | | |
|хозяйства, | | | | | | |
|садоводства и | | | | | | |
|животноводства | | | | | | |
|Гражданам и их |- |- |0,7 |1,4 |0,6 |0,4 |
|объединениям для | | | | | | |
|предпринимательст| | | | | | |
|ва | | | | | | |
|Приватизированным|- |- |1,1 |3,8 |1,9 |3,7 |
|предприятиям | | | | | | |
|К(Ф)Х и другие |0,4 |7,5 |0,27 |6,7 |0,5 |1,4 |
|с/х предприятия | | | | | | |
|Купля-продажа |101 |11 |231,4 |41,5 |218,8 |33,6 |
|земельных | | | | | | |
|участков | | | | | | |
|гражданами всего | | | | | | |
|в т.ч.: | | | | | | |
|Для |19,4 |2,3 |37,6 |3,9 |40,1 |3,9 |
|индивидуального | | | | | | |
|строительства | | | | | | |
|Ведения ЛПХ |27 |4,8 |70,6 |15,4 |77,7 |16,3 |
|Садоводства |52,6 |3,7 |111,5 |11,3 |93,3 |7 |
|Дачного хозяйства|1,2 |0,1 |2,7 |6,3 |2,9 |0,4 |
|Для других целей |- |- |8,5 |4,8 |4 |3,4 |
|граждан | | | | | | |
|Для других целей |- |- |0,6 |5,73 |0,7 |2,5 |
|юридических лиц | | | | | | |
|Предоставление |2667 |31804 |3349 |19486 |3427 |20308 |
|земельных | | | | | | |
|участков в аренду| | | | | | |
|местными органами| | | | | | |
|власти | | | | | | |

Окончательное заключение о состоянии рынка может дать анализ сделок на этом секторе (таблица 5). С каждым годом снижается доля земли передаваемой в собственность и предоставляемой в аренду местными органами власти. В связи с этим постоянно растет число сделок купли-продажи земли гражданами для своих целей. Операции на этом рынке осложняются несовершенством законодательства, но в будущем потенциальный спрос может быть удовлетворен за счет больших земельных площадей, которые в данный момент не используются.

Анализ рынка жилых помещений

Теперь рассмотрим состояние рынка жилья.

Таблица 6. Жилищный фонд РФ (на конец года; общая площадь жилья).
|Показатели |199|199|199|199|199|199|199|
| |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|Весь жилищный фонд: всего|249|254|260|264|268|271|274|
|млн. м2 |2 |6 |8 |9 |0 |5 |7 |
|В среднем на 1 жителя м2 |16,|17,|17,|18,|18,|18,|18,|
| |8 |4 |7 |1 |3 |6 |9 |

Несмотря на трудное экономическое положение в стране жилищный фонд неуклонно возрастал (таблица 6). Вместе с этим возросла и средняя площадь, приходящаяся на одного человека. Надо отметить, что при этом огромное количество граждан живут или на небольшой площади или в ветхих разрушающихся домах. А большинство строящихся домов представляют собой элитное жилье, которое не по карману большинству нуждающихся в жилой площади.

Таблица 7. Предоставление жилья гражданам.
|Показатели |199|199|199|199|199|199|199|
| |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|Число семей (включая одиночек),|964|910|846|769|724|676|628|
|стоящих на учете |6 |4 |7 |8 |8 |0 |6 |
|на получение жилья (на конец | | | | | | | |
|года) тысяч |19 |18 |17 |15 |14 |13 |13 |
| | | | | | | | |
|в % от общего числа семей | | | | | | | |
|(включая одиночек) | | | | | | | |
|Число семей (включая одиночек) |948|897|741|652|492|416|344|
|получивших | | | | | | | |
|жилье и улучшивших жилищные | | | | | | | |
|условия за год |10 |9 |8 |8 |6 |6 |5 |
|тысяч | | | | | | | |
|в % от числа семей состоявших | | | | | | | |
|на учете на | | | | | | | |
|получение жилья | | | | | | | |

Существующую ситуацию по бесплатному предоставлению жилья можно рассмотреть по таблице 7. Государство уже не способно полностью обеспечить всех нуждающихся жилой площадью, поэтому граждане все меньше становятся в очередь на получение жилья. А те, кто получил жилье, составляют ничтожно малый процент от общего числа семей.

Таблица 8. Распределение домашних хозяйств по типам занимаемых жилых помещений (по данным микроперепеси населения 1994 г. в %).
|Показатели |Все |Домохозяйства состоящие из: |
| |домохозяй| |
| |ства | |
| | |1 |2 |3 |4 |5 и |
| | |человек|человек|человек|человек|более |
| | |а | | | | |
|Все |100 |100 |100 |100 |100 |100 |
|домохозяйства | | | | | | |
|Живут в: | | | | | | |
|- индивидуальном|24,8 |32,5 |28,5 |17,4 |18,3 |29,4 |
|доме |3,3 |4 |3,1 |2,8 |3,2 |3,5 |
|- части | | | | | | |
|индивидуального |61,8 |47,5 |59,5 |68,7 |70,5 |63 |
|дома |4,9 |8,4 |4,4 |4,7 |3,8 |2,2 |
|- отдельной |4,3 |6,9 |3,7 |5,1 |3,5 |1,4 |
|квартире |0,1 |0,1 |0,1 |0,1 |0,1 |0,1 |
|- общей квартире| | | | | | |
| | | | | | | |
|- общежитии | | | | | | |
|- другом жилом | | | | | | |
|помещении | | | | | | |
|Снимают жилье |0,8 |0,6 |0,7 |1,2 |0,6 |0,4 |

В таблице 8 представлено распределение домашних хозяйств по типам занимаемых жилых помещений. Большинство из них проживает в отдельной квартире, чуть меньше 25% от общего числа в индивидуальном доме. Все остальные могут быть потенциальными покупателями, как и часть тех, кто живет в отдельной квартире или индивидуальном доме.

Таблица 9. Продано квартир в домах государственного, муниципального и смешанного жилищного фонда гражданам и юридическим лицам.
|Показатели |199|1994|1995|1996|1997|1998|
| |3 | | | | | |
|Число проданных квартир |861|1447|2648|2995|4251|4415|
|В т.ч. гражданам |0 |4 |3 |9 |6 |1 |
| |- |1007|2246|2282|3152|3278|
| | |8 |2 |3 |0 |0 |
|Общая площадь проданных |481|799 |1359|1591|2527|2859|
|квартир тыс. м2 | |553 | | | | |
|В т.ч. гражданам |- | |1121|1127|1808|2053|

В подтверждение можно привести таблицу 9, где четко прослеживается тенденция роста количества операций купли-продажи квартир. Это говорит о растущем интересе граждан к собственному жилью. Но большинство квартир продается не во вновь построенных домах, а уже существующих, что не может полностью покрыть весь возможный спрос.

Таблица 10. Ввод в действие жилых домов (млн. м2 общей площади).
|Года |Всего |В т.ч. |
| |постро| |
| |ено | |
| | |Государственным|ЖСК |Населением за свой|
| | |и предприятиями| |счет и с помощью |
| | |и организациями| |кредитов |
|1992 |41,5 |29,2 |2,1 |4,9 |
|1993 |41,8 |15 |1,9 |5,6 |
|1994 |39,2 |10 |1,9 |7,1 |
|1995 |41 |9,1 |1,7 |9 |
|1996 |34,3 |5,9 |1,4 |10 |
|1997 |32,7 |4,6 |1,3 |11,5 |
|1998 |30,7 |3,4 |0,8 |12,1 |

Среди вновь построенного жилья (таблица 10) происходит перераспределение по источникам строительства. Все меньше строится жилья государственными организациями и предприятиями. И все больше строится жилья самим населением за свой счет и с помощью кредитов. При продаже такого жилья его цена может на много превышать цену государственного. Более подробно объем построенного жилья по формам собственности представлен в таблице 11. Частный сектор, уже не полагаясь на помощь государства, стремиться самостоятельно обеспечить себя жильем.

Таблица 11. Ввод в действие жилых домов по формам собственности.
|Показатели |1995 |1996 |1997 |1998 |
|В городах и поселках городского |
|типа |
|1992| 31 |1,9 |
|1993|32,3 |2,2 |
|1994|30,7 |3 |
|1995|32,1 |3,8 |
|1996|26,2 |4,3 |
|1997|24,6 |5,3 |
|1998|23,5 |6 |
|В сельской местности |
|1992|10,5 |3 |
|1993|9,5 |3,4 |
|1994|8,5 |4,1 |
|1995|8,9 |5,2 |
|1996|8,1 |5,7 |
|1997|8,1 |6,2 |
|1998|7,2 |6,1 |

В сельской местности строительство практически прекращено и почти все жилье строится самими гражданами, которые сами вынуждены удовлетворять спрос на жилья своими силами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать