Дефицит бюджета и государственный долг
p> При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Федеральный бюджет Российской Федерации
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2000 г. Федеральный бюджет на
2000 г. был утвержден по расходам в сумме 8550730 млн. рублей и по доходам в сумме 797200,9 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 5350 млрд. рублей и уровня инфляции 18,0 % . Предельный размер дефицита федерального бюджета на 2000 год был установлен в сумме 57872,1 млн. рублей
(1,08 % ВВП).Объем превышения доходов федерального бюджета на 2000г. над его расходами (за исключением расходов на обслуживание государственного долга) не менее 3,18 %объема ВВП.[4] (Федеральный закон Российской
Федерации «О бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1999 года
№181-ФЗ, принят Государственной Думой 5 ноября 1998 года).

Доходы федерального бюджета РФ на 2000 г. (выдержка)[5]:


|Виды доходов |Сумма, млн. |
| |руб. |
|НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |675039,1 |
|в том числе: | |
|Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |63448,5 |
|Налог на добавленную стоимость |174869,7 |
|Акцизы |119938,4 |
|Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных | |
|документов, выраженных в иностранной валюте |1549,9 |
|Лицензионные сборы |533,7 |
|Платежи за пользование природными ресурсами |11112,2 |
|Таможенные пошлины и иные тамож. сборы и платежи |175475,9 |
|Прочие налоги, пошлины и сборы | |
|НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |61906,5 |
|в том числе: | |
|Доходы от имущества, находящегося в государственной |25154,9 |
|собственности, или от деятельности | |
|Доходы от внешнеэкономической деятельности |34559,6 |
|ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего |60585,4 |

Данные свидетельствуют, что почти 89 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 32 % налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые
(выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

В доходы федерального бюджета на 2000 год были включены средства следующих целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы,Федерального
Министерства РФ по атомной энергии.

Расходы бюджета на 2000 г. определены в размере 855073000,0 тыс.руб.

Расходы федерального бюджета РФ на 2000г.[6] (выдержка)

|Виды расходов |Сумма, тыс. |
| |руб. |
|ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |25892164,5 |
|СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |8122711,5 |
|МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |56119062,0 |
|НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |140852100,0 |
|ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ |79801759,8 |
|БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА | |
|ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ |15926668,6 |
|НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ | |
|ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО |20071386,3 |
|СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |11505003,0 |
|ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА |1639430,0 |
|ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ |9027080,1 |
|ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | |
|ОБРАЗОВАНИЕ |32099225,5 |
|КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ |4678882,8 |
|СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |5724879,0 |
|ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |15993313,5 |
|СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |62996733,9 |
|ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА |220069297,7 |
|ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ |167900,0 |
|ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ |69148595,0 |
|УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ |2070000,0 |
|МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ |500000,0 |
|ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА |3429700,0 |
|ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |4913506,8 |
|ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ |60585400,0 |
| | |
| | |

Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все большее место занимают затраты по обслуживанию государственного долга, возникающего при использовании государственного кредита для покрытия дефицита бюджета, - почти 25 % всех расходов.[7]

Бюджеты субъектов Российской Федерации


Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ[8]. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21
ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено, что в бюджеты субъектов
РФ в 1998 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);
НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов; акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской
Федерации, - в размере 50 процентов доходов; акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов; лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством; подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов; платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством; платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов; лесного налога - в размере 100 процентов доходов; платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов; налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов; прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Данное соглашение давало возможность оставлять в бюджете субъектов федерации акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, плату за землю, доходы от приватизации, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Краевой бюджет Алтайского края на 1998 год по расходам был утвержден в сумме 3 985 353 тыс. рублей и по доходам в сумме 3 685 353 тыс. рублей, предельный размер дефицита краевого бюджета - 300 000 тыс. рублей[9].

Доходы бюджета АК на 1998 г. (в тыс. руб.) (выдержка)[10]:


|Виды доходов |Сумма |
|Налоговые доходы, всего |316 869 |
|в том числе: | |
|НДС |263 801 |
|акцизы |255 015 |
|Трансферт |2 163 494 |
|Средства, полученные из федерального бюджета по взаимным |218 000 |
|расчетам на содержание финансовых и земельных органов, | |
|ведомственного жилья и социальной сферы, переданных в | |
|муниципальную собственность | |
|Средства от реализации продукции по краевому заказу |300 000 |
|Средства для формирования регионального фонда продовольствия|132 036 |
|Возврат средств фонда поддержки АПК |96 000 |
|Средства на поддержку депрессивных территорий |100 000 |
|Неналоговые доходы, всего |41 617 |

Основные расходы бюджета АК на 1998 г. (в тыс. руб.) (выдержка)[11]:


|Виды расходов |Сумма |
|Государственное управление |93 384 |
|Международная деятельность |994 |
|Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |180 082 |
|Фундаментальные исследования и содействие |625 |
|научно-техническому прогрессу | |
|Сельское хозяйство |594 385 |
|Средства для формирования регионального фонда продовольствия|132 036 |
|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |14 534 |
|Жилищно-коммунальное хозяйство |7 013 |
|Развитие рыночной инфраструктуры |1 652 |
|Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных |10 078 |
|ситуаций и стихийных бедствий | |
|Образование |110 523 |
|Культура и искусство |33 120 |
|Средства массовой информации |5 943 |
|Здравоохранение и физическая культура |210 923 |
|Социальная политика |698 273 |
|Охрана окружающей среды |1 586 |
|Финансовая помощь районам и городам (дотация) |841 878 |
|Национальная оборона |4 779 |
|Промышленность, энергетика и строительная индустрия |419 926 |
|Прочие расходы |47 453 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать