Экономика Азербайджана

Экономика Азербайджана

Экономика Азербайджана

Структура хозяйства

Экономика Азербайджана на протяжении почти 70 лет развивалась как часть экономики СССР, с ориентацией главным образом на российский рынок. Основными отраслями хозяйства были нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность и сельское хозяйство. В 1960–1980-е годы в республике развивались машиностроение, химическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Война в Карабахе и политическая нестабильность привели к значительному падению производства в 1988–1994. После заключения армяно-азербайджанского соглашения о прекращении огня в зоне конфликта в мае 1994 и стабилизации политической обстановки экономический спад был остановлен.

С 1997 происходит быстрый рост ВВП (5,8%, в 1999 – 7,2%, в 2000 – 11,3%, в 2001 – 9,9%), что обеспечивается в основном сектором услуг на фоне незначительного подъема промышленного производства и продолжающегося сокращения сельскохозяйственного производства. Однако доля теневой экономики оценивается в 25% ВВП.

Ключевым сектором экономики остается нефтегазовый (58% от ВВП). В 1997 было добыто 9 млн. т нефти (99,2% от уровня 1996) и 6 млрд. куб. м природного газа (95% от уровня 1996). Увеличились на 20% производство бензина и дизельного топлива и экспорт его в страны СНГ.

Нефтегазовые запасы Азербайджана привлекательны для иностранных нефтяных компаний. Азербайджан лидирует среди стран СНГ по темпам роста иностранных инвестиций (от 10 до 50% в год). Возможные маршруты транспортировки азербайджанской нефти (по Северному Кавказу или Закавказью, к Черному или Средиземному морю) являются источником политических разногласий и конфликтов на международном и региональном уровнях.

Второй по значению сектор – сельское хозяйство. Из общей площади страны на сельскохозяйственные земли приходится 46% (ок. 4 млн. га), причем половину из них занимают пастбища. Выращивают зерновые, технические (хлопок, табак), субтропические (гранат, чай, цитрусовые, хурма) культуры, виноград. Производится натуральный шелк. В 1997 площади под зерновыми культурами увеличились на 3%, а площади под кормовыми и техническими культурами сократились на 55%. Страна обеспечивает себя продовольствием лишь на 10–15%. В 2000 производство зерна увеличилось на 40,7% и достигло 1538,8 тыс. т, картофеля было собрано 468,6 тыс. т, фруктов и ягод 407,9 тыс. т, бахчевых 260 тыс. т, винограда 75,6 тыс. т, табака 13,8 тыс. т, зеленого чайного листа 625 т, хлопка 90,5 тыс. т. На фоне сокращения производства некоторых культур (хлопка, винограда, зеленого чайного листа) общий объем продукции растениеводства в 2000 увеличился на 18,6% по сравнению с предыдущим годом.

В 2000 производство мяса составило 195 тыс. т в живом весе, молока – 1070 тыс. т, яиц – более 550 млн. штук, шерсти – 12 тыс. т, коконов шелковичного червя – 70 т. Производство продукции животноводства выросло на 3,7%, а в целом сельскохозяйственной продукции на 12%.

Со второй половины 1990-х годов происходит рост капиталовложений в разные отрасли экономики (в 1996 он увеличился на 65%, в 1997 – на 67%, в 1998 – на 45%), прежде всего за счет внебюджетных средств. За период с 1996 по 2000 сумма иностранных инвестиций составила 5 млрд. долл. До 50% зарубежных инвестиций поступает на развитие машиностроения, средств связи, в пищевую промышленность, сектор услуг и др. (в 1996 доля «ненефтяного» сектора инвестиций составляла 33%).

Экономические реформы

По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), падение производства в Азербайджане за период после провозглашения независимости в 1991 по 1995 составило ок. 60%. Однако в 1996 появились признаки экономического подъема.

По мере осуществления программы реформ уже к концу 1997 инфляция была снижена до минимума и в настоящее время составляет 1–2% в год (в 1994 – 1600%, в 1995 – 85%, в 1996 – 28%), укрепился манат (девальвация 2–3% в год), а суммарный рост ВВП за 1995–2001 составил 40%. При этом активизируются усилия, направленные на снижение безработицы и устранение кризиса в отраслях экономики, не связанных с нефтью. Важным шагом на пути экономических преобразований явилось принятие закона о земельной реформе, который ввел частную собственность на землю для граждан страны. После 1995 было ликвидировано более 1300 колхозов и совхозов и создано ок. 35 тыс. фермерских хозяйств. Для поддержки реформ в сельском хозяйстве в 1999 принят закон об освобождении на 5 лет производителей сельскохозяйственной продукции от налогов, о списании долгов по налогам в бюджет и о продаже по льготным ценам топлива.

После провозглашения независимости была проведена приватизация торговли. В настоящее время в частном секторе сосредоточены бóльшая часть розничной торговли, объекты общественного питания и службы быта. Начата приватизация средних и крупных промышленных предприятий. Ведется подготовительная работа по приватизации важных объектов стратегического значения (металлургии, машиностроения, топливной отрасли, нефтехимической промышленности).

2000 год отмечен строительством важных производственных объектов: сдана в эксплуатацию Еникендская ГЭС, пущена в строй газотурбинная электроустановка на Бакинской ТЭЦ-1, заработала буровая установка Гуртулуш, начаты реконструкция ГРЭС Северная и строительство автомобильной дороги Алят – Газимагомед и др.

Трудовые ресурсы

Традиционно в республике наибольшее число квалифицированных специалистов составляли русские и армяне, которые с 1988 начали покидать Азербайджан. В 1991 из 3,9 млн. трудоспособного населения имели работу 2,7 млн. человек, но лишь четверть незанятых получила официальный статус безработных. В 1994 реальный уровень безработицы составил 24,6%. Последующая стабилизация экономики позволила снизить безработицу к концу 1997 до 2,5% (по неофициальным данным уровень безработицы гораздо выше). Многие азербайджанцы работают в России, Казахстане, Туркмении в сфере торговли и нефтегазовом секторе. В отраслевой структуре занятости преобладает сфера услуг (52,6%), затем следуют сельское, лесное и рыбное хозяйство (32,1%) и промышленность (15,3%).

Транспорт

Протяженность железных дорог – 2125 км, причем более половины из них электрифицирована. Две железнодорожные магистрали, по которым осуществляются основные грузовые и пассажирские перевозки, соединяют Азербайджан с соседними государствами – Россией и Грузией: Баку – Махачкала (Дагестан) и Баку – Тбилиси (Грузия). Менее загруженные железные дороги между Баку и Нахичеванской Республикой, а также между Баку и Ленкоранью. Железнодорожное сообщение с Ереваном и Ираном прекращено. Примерно треть железнодорожных путей сильно изношена и требует реконструкции, поэтому на многих участках скорость движения поездов ограничена (путь до Тбилиси занимает 20 часов).

Параллельно основным железнодорожным магистралям следуют шоссе: вдоль Каспийского моря из России через Баку в Иран и из Баку к грузинской границе. От города Евлах (на магистрали Баку – Тбилиси) на юг отходит шоссейная дорога в Нагорный Карабах. После 1991 объем дорожно-ремонтных работ был сокращен. В настоящее время ок. 60% дорог нуждаются в ремонте и реконструкции. Тем не менее между Баку и крупными городами республики, а также с Дербентом, Тбилиси, Тегераном и Стамбулом налажено регулярное автобусное сообщение.

Баку – портовый город и перевалочный пункт в основном для нефти, нефтепродуктов, леса и пиломатериалов. Порт имеет 17 причалов (5 предназначены для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, 10 – для перевозки леса и других грузов, 2 – пассажирских). Порт может обслуживать суда грузоподъемностью до 12 тыс. т и располагает крытыми складскими помещениями площадью 10 тыс. кв. м и открытыми – площадью 28,7 тыс. кв. м. Торговый флот насчитывает 55 судов общим водоизмещением 248 155 брутто-регистровых тонн (каждое водоизмещением более 1000 брутто-регистровых тонн) и включает 12 грузовых, 40 нефтеналивных танкеров, 2 парома и 1 пассажирское судно. Грузы направляются в Туркмению (порт Туркменбаши, бывш. Красноводск) и в Иран (порты Энзели и Бендер-Торкемен). Пассажирское судно курсирует в Туркменбаши примерно три раза в неделю с 300 пассажирами на борту.

Азербайджан располагает 1130 км трубопроводов для транспортировки сырой нефти, 630 км – для транспортировки нефтепродуктов и 1240 км газопроводов. По основному трубопроводу нефть через территорию Грузии поступает в Батуми, а оттуда идет на экспорт – либо в сыром виде, либо после переработки на Батумском нефтеочистительном заводе. Два газопровода следуют параллельно нефтепроводу в Тбилиси, а оттуда на север через Большой Кавказ в Россию и Западную Европу.

Крупнейшие города Азербайджана связаны с Баку и между собой авиасообщением. Самый крупный аэропорт находится в Баку, откуда совершаются регулярные рейсы в Москву, другие города России и страны СНГ.

Азербайджан занимает важное стратегическое положение на пути из Европы в Азию, на так называемом Великом шелковом пути. В 1993 ЕС была принята специальная программа создания транспортного коридора из Европы через Черное море и Кавказ в Центральную Азию, расширение региональной торговли и восстановление связей, утраченных после распада СССР. В 1998 12 государств в рамках развития этой программы подписали многостороннее соглашение, так называемую Бакинскую декларацию, об экономическом сотрудничестве с целью восстановления и развития транспортной инфраструктуры. Новый «Шелковый путь» стал реальностью, а объем торговли по нему уже превысил первоначальные планы. Одним из последних успешных проектов стал Таузский мост в Азербайджане, реконструкция которого позволила удвоить объем торговли между Азербайджаном и Грузией.

В последние годы растет объем транспортных перевозок. Так, в 2000 автомобильным транспортом было перевезено 80 млн. т грузов и 880 млн. пассажиров. Около 55% грузоперевозок и 84% пассажироперевозок осуществляется транспортными средствами негосударственного сектора.

Внешняя торговля

Распад единого экономического пространства бывшего СССР привел к существенным изменениям в торговой ориентации Азербайджана. Торговля с Россией и Украиной сократилась, одновременно увеличился объем торговли с Турцией, Ираном и ОАЭ. В 2000 объем внешнеторговых операций оценивался в 2796 млн. долл. (увеличение на 88% по сравнению с 1999). Доля экспорта составила 63,3%. Положительное сальдо – 680 млн. долл. Торговый оборот со странами дальнего зарубежья вырос в 2,2 раза и составил 80,7% от общего объема внешней торговли, а со странами СНГ увеличился на 18%.

Основные внешнеторговые партнеры Азербайджана – Турция, Россия, Иран, ОАЭ, Туркменистан, Германия, Украина, Грузия, Казахстан и США.

Банковская система

Функции центрального банка страны выполняет Азербайджанский национальный банк (АНБ). В первые годы переходного периода негативное влияние на финансовую систему оказала политика свободного кредитования. В 1996 АНБ восстановил контроль за ростом денежной массы и ввел более жесткие банковские правила. В настоящее время в Баку действуют несколько иностранных и смешанных банков: «Бейбанк» (Турция), Иранский национальный банк и британский Банк Среднего Востока, «Азертюркбанк» (с участием крупнейшего государственного банка Турции «Зирайет»). Крупнейшими азербайджанскими банками являются Международный банк, Азербайджанский агропромышленный банк и частные банки – «Азкомбанк», «Бакобанк», «Ренессанс», «Инпатбанк» и «Гунай».

Основные иностранные инвесторы. Правительство Азербайджана подписало несколько важных соглашений о разработке нефтяных и газовых месторождений. В сентябре 1994 было подписано соглашение об инвестировании 8 млрд. долл. в освоение Чирагского и глубоководного Гюнешлийского месторождений. Была создана Азербайджанская международная операционная компания (АМОК). В ноябре 1995 было подписано, а в феврале 1996 ратифицировано соглашение о разведке Карабахского морского месторождения с объемом инвестиций 3 млрд. долл. В соответствии с соглашением была создана Каспийская международная нефтяная компания (КМНК). По окончании разведочного бурения в 1999 компания пришла к выводу о нерентабельности разработки месторождения и прекратила свою деятельность. 15 мая 2001 было ратифицировано соглашение между Азербайджаном и Турцией о поставке природного газа морского месторождения Шахдениз в Турцию. Планируется строительство газопровода Баку – Тбилиси – Арзрум. Для реализации этого проекта требуется 2,6 млрд. долл. инвестиций.

В настоящее время основными инвесторами в Азербайджане являются нефтяные компании. 90% акций АМОК принадлежит иностранным инвесторам: «Бритиш петролеум» (Великобритания, 17,1%), «Амоко» (США, 17,0%), «Лукойл» (Россия, 10,0%), «Пенсойл» (США, 4,8%), «Юнокал» (США, 10,0%), «Статойл» (Норвегия, 8,6%), «Иточу ойл» (Япония, 3,9%), «Рамко» (Великобритания, 2,1%), ТПАО (Турция, 6,7%), «Эксон» (США, 8,0%), «Делта-Нимир» (Саудовская Аравия, 1,7%). Инвесторами проекта «Шахдениз» являются: объединение «Бритиш петролеум»/«Статойл» (Великобритания/Норвегия, по 25,5% каждая), ГНКАР (Азербайджан, 10%), «Лукойл» (Россия, 10%), «Эльф-Акитэн» (Франция, 10%), Иранская холдинговая компания (Иран, 10%), ТПАО (Турция, 9%).

Вслед за вступлением «Иточу ойл» в АМОК представители нескольких крупных японских корпораций посетили Азербайджан с целью изучения возможностей инвестирования. Значительные японские инвестиции ожидаются в Нефтегазовую компанию Азербайджана.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/





Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать