Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты

Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты

смотреть на рефераты похожие на "Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты"

Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты.

ПЛАН:
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.
В данной работе изложены актуальные вопросы экономических реформ в экономике России и промышленных предприятиях в частности в процессе разгосударствления и приватизации, а также состояние процесса преобразования форм собственности, преобразования государственных предприятий в акционерные общества, создания обществ с ограниченной ответственностью.
В широком смысле слова под приватизацией понимают введение в экономику рыночных законов. В более узком смысле приватизация трактуется как переход ориентированных на рынок государственных предприятий, сфер услуг, производственных фондов в полную частную собственность, в частично частную собственность большинства или меньшинства или под частный контроль.
Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.
Специфика сложившейся в начале процесса приватизации в России ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний и инвестиционных банков. Приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Сущность, цели и задачи разгосударствления и приватизации предприятий.
Разгосударствление и приватизации государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода в экономики России к рыночным отношениям. Закон о приватизации допускает образование смешанных форм собственности на основе объединения имущества физических и юридических лиц и государства (например, совместные предприятия).
Кроме того, имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким лицам независимо от форм собственности.
В государственной собственности находятся природные ресурсы : земля, её недра, воздушное пространство над территорией государства. В государственной собственности находятся также предприятия и организации, имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность государства, его экономическое и социальное развитие. Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда основная часть товаропроизводителей - предприятий будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.
Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных.
Основными принципами разгосударствления являются : добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.
Главные критерии реформы разгосударствления экономики - сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.
Приватизация, это процесс характеризуется передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы - право управления ими.
Приватизация государственной собственности осуществляется следующими способами:

- выкупом арендного имущества арендным предприятием;

- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;

- продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.
Сущность основных принципов приватизации заключатся в следующем: во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан, а другая продаётся частным и негосударственным юридическим лицам; во-вторых, в праве каждого гражданина Российской федерации на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином России закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно.
Практически это право реализуется путём выдачи приватизационных чеков. в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентно способностью продукции, уровнем технической оснащённости, финансовым положением, и т. д., данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретённое государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку; в – четвертых, в предоставлении определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий.
Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия т.е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путём преобразования государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества.

Пятый принцип приватизации - обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Государством предусматривается путём приватизации достичь:

- усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;

- устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;

Учитывая важность проблемы, государства осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.

2. Основные виды обществ, создаваемых в результате разгосударствления и приватизации.
Российским законодательством предусмотрены общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.
В соответствии с законом о приватизации "Об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью" обществом с ограниченной ответственностью ... признаётся юридическое лицо, созданное по соглашению юридическими лицами и гражданами путём объединения их имущества с целью осуществления хозяйственной деятельности. Уставной фонд таких обществ разделён на доли в размерах, определённых учредительными документами.
Такое общество не предусматривает участие большого числа людей граждан и юридических лиц, оно скорее подходит для создания новых, небольших предприятий, нежели для реорганизации уже действующих. ООО могут найти применение в отраслях, где имеются предприятия с относительно небольшим количеством работников (местная промышленность, бытовое обслуживание, культура и др.)
Участники общества несут убытки, связанные с деятельностью общества, в пределах сумм внесённых ими вкладов.
Обществом с дополнительной ответственностью признаётся общество, фонд которого разделён на доли в размерах, определённых учредительными документами. При недостаточности имущества общества, его участники отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к суммам их вкладов.
Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставной фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое несёт ответственность по обязательствам только своей собственностью.
При акционерной форме - и она этим хороша - создаётся определённое противоречие интересов собственников, акционеров и работающих, что выступает стимулом саморазвития.
Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые акционерные общества (кратко ЗАО).
Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.
В ОАО акции свободно реализуются акционерами, "Акционерное общество является открытым, если его акции распространяются путём открытой продажи или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью." То есть акции можно подарить по наследству, продать и купить.
В закрытом акционерном обществе реализация акций ограничена. Акционеры могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок реализации их третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется уставом. Именно ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия закрытого акционерного общества.
Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления Закрытое акционерное общество создаётся значительно проще небольшим количеством учредителей (как правило не более 10). Исключение из этого правила - создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи и более. Отсюда и система управления. Если число акционеров невелико, то все вопросы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора, решают сами акционеры на своём собрании и нет смысла создавать правление.
В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на правление.
Разновидностью акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью являются совместные предприятия. Совместные предприятия не отличаются от общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, у них одинаковы юридические права и управление. Разница состоит в том, что уставной фонд вносится иностранным инвестором и законодательство устанавливает иной минимальный размер уставного фонда совместного предприятия. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа путём выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и трудового коллектива предприятия.
На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.
Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.
Акционерное общество представляет документы в Инспекцию по ценным бумагам для государственной регистрации акций.
С момента регистрации акций орган приватизации, учредивший общество, имеет право на их продажу в установленном порядке. Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.) обусловливают своеобразие процесса его приватизации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.
Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться сроком начала приватизации; источниками средств на выкуп (собственные средства предприятия, заёмные, привлечённые и личные средства) и их сочетаниями; периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели; составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).
Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников средств, направляемых на выкуп.
Оптимальным является такой вариант приватизации, который при определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок (период) приватизации. Обосновать вариант приватизации - значит найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заёмными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать