Формирование системы управления рынком бытовых услуг на муниципальном уровне
p> Проанализируем опыт разработки различных моделей развития бытового обслуживания и источников информации, которые они используют.

Основы старой системы планирования и прогнозирования в современных условиях пытаются использовать, несколько модифицировав, при формировании комплексных программ развития территорий и/или различных специализированных целевых программ. Большое количество таких программ, использующих многокритериальную оптимизацию, создается на региональном и местном уровне
[2,5,8,30,40,66 и другие]. Эти модели, как правило, весьма сложны, приоритеты целевых функций, входящих в комплексную функцию, весьма субъективны. Параметры, определяющие степень эффективности – традиционны для СССР (государство рассматривается как одно большое предприятие), что противоречит современным задачам власти. Очень редко в таких программах фигурирует в качестве одной из целевых функций или блока развитие сферы бытовых услуг, а если и существует, то с весьма низким приоритетом. Такие программы формируются чаще всего в промышленных регионах, где приоритет отдается развитию крупных предприятий, особенно если это градообразующие предприятия, полностью или частично находящиеся в собственности государства.

В тех регионах, где приоритеты уже сменились и на первый план вышел региональный процесс воспроизводства условий жизни населения, формирование стратегий развития идет на базе совершенно иных целей и приоритетов[39,41,58,70 и другие]. Это обусловлено переходом от управления производством к управлению социальными процессами, проходящими на территории. В настоящее время число рычагов влияния региональных властей на деятельность предприятий и предпринимателей значительно сократилось, однако создание благоприятных условий для проживания на территории, остается в числе проблем, требующих первоочередного решения и относящихся к компетенции региональных властей. При таком подходе формируется целевая программа с выбором главной цели и критерия оптимизации для оценки степени ее достижения. На их основе формируются подцели более низкого уровня. В таких системах чаще всего для оценки используются показатели, характеризующие определенные социальные стандарты (не валовый продукт, объем инвестиций, фондоотдача, а прожиточный минимум, среднедушевой доход, объем средств, направленных на социальные программы и т.п.). Естественно, сфере бытовых услуг отводится существенно большее место.

Проблема регулирования сферы бытовых услуг на уровне региональных органов управления, как правило, включает в себя значительное число аспектов, в частности, стратегию и тактику социальной политики, выбор форм, методов и рычагов экономического воздействия на развитие бытового обслуживания и структуры управления. Сейчас эти вопросы решаются программно- целевыми методами, которые разрабатывались: Р. А. Дулаевым, П. П.
Журавлевым, Ю. П. Ивановым, А. Р. Лейбкинд, Д. А. Менцевым, Н. Н.
Моисеевым, А. А. Петровым, Б. А. Рудником, Ю. М. Самохиным, К. П.
Самсоновым, В. Л. Тамбовцевым, Р. И. Шипнер, В. А. Агафоновым, Е.В.
Рудневой, Е.З. Мийминасом.

Математической основой таких систем управления, как правило, служат сложные математические модели, применение которых на уровне муниципального образования невозможно. Исходная информация для расчетов укрупнена, вследствие чего получающиеся рекомендации носят скорее принципиальный, нежели конкретный характер.

Такие программы формируются и как самостоятельные, и в качестве подсистем более крупных программ, но применительно к бытовому обслуживанию практически не работают. Например, разработана методика построения модели развития бытового обслуживания в регионе и построена многовариантная модель бытового обслуживания населения региона, адаптированная к особенностям спроса и предложения услуг на определенной территории.[70] Предложенная модель осуществляет следующие функции: расчет уровня предложения услуг (потребного число рабочих мест) в зависимости от уровня спроса в целом по региону, по отдельным населенным пунктам, по конкретным предприятиям, по параметрам времени доступности услуг для населения, времени ожидания заявки в очереди, времени простоя рабочих мест; выбор оптимального метода воздействия органов управления на развитие системы бытового обслуживания по параметру срока окупаемости инвестиций.

Но сложность отрасли (как и любой социально-экономической системы) ставит проблему многокритериальности. При этом в случае анализа с позиций инвестора, добивающегося высокого дохода в кратчайшие сроки, набор критериев будет отличаться от анализа с позиций муниципальных властей, где на первый план выдвигаются социальные приоритеты. Зависимость функционирования сферы бытовых услуг от многих как функциональных
(связанных с потребителем), так и экономических (связанных с производителем) факторов делает необходимым включение в систему большого числа переменных, что обуславливает необходимость ранжирования факторов и критериев по степени их влияния на систему. Разработка весьма интересна и имеет хорошо проработанную методическую базу и может в принципе использоваться в условиях устоявшегося рынка, однако есть весьма серьезные причины считать данную методику малоприменимой в современных условиях. Это связано прежде всего с тем, что весьма динамичная в экономическом и политическом плане ситуация в стране приводит к нестабильности факторов и их влияния на прогнозируемые величины. Требуется большое количество информации, детальный ее анализ. Оценка используемых в модели нормативов требует серьезного научного потенциала региона и достаточно большого количество денег и времени.

На региональном уровне предлагаются также экономические механизмы управления развитием бытового обслуживания, использующие зарубежные исследования и практический опыт их применения в области регионального управления социальной сферой. Как базовый метод планирования и прогнозирования в них используется принцип формирования моделей, рассчитанных на прогнозирование ситуации при условии стабильно функционирующей рыночной системы. Однако экономику России на современном этапе можно охарактеризовать лишь как переходную, поэтому более целесообразно при формировании системы управления использовать принципы риск-менеджмента [9,75]. Такие системы носят адаптивный характер, т.е. постепенно модифицируются в соответствии с изменением ситуации. Главной задачей таких систем, как правило, бывает недопущение кризисной ситуации.
Программы развития строятся не на принципах формирования и достижения стратегических глобальных целей, для реализации которых практически всегда нет финансовых ресурсов, а на принципах определения круга тактических задач на краткосрочную перспективу, позволяющих постепенно укреплять финансовое состояние, накапливать средства для достижения более крупных социальных задач. Именно на таком принципе сегодня, по мнению автора, должны строиться муниципальные системы управления.

Как говорилось выше, сфера бытовых услуг - именно та отрасль, где успешно приживается малый бизнес. Программы поддержки малого бизнеса разрабатываются у нас уже достаточно давно. Система поддержки малого бизнеса имеет разветвленную структуру и частично может быть использована для целей регулирования рынка бытовых услуг, так как отрасль, практически способная самостоятельно жить и развиваться в рыночных условиях, в принципе нуждается лишь в незначительной помощи через систему поддержки малого бизнеса.

Анализ системы поддержки малого предпринимательства в нашей стране показал, что опыт европейских стран хотя и изучается, но мало используется.
До недавнего времени этим занималось множество министерств и ведомств:
Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, Минюст, Госкомимущество,
ГКАП, ФСЗ, Госкомпром и др. Многие и сейчас являются основными исполнителями мероприятий федеральных программ. Создано огромное количество отделов и ведомств, управлений и департаментов. Структура их сформировалась стихийно, функции, сферы деятельности, уровень ответственности не соответствуют поставленным задачам. Ведомственные интересы не обеспечивают достоверность информации и координацию деятельности. Это порождает дублирование и образование белых пятен, распыление скудных финансовых ресурсов. После распада СССР эту ношу взял на себя Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. В марте
1992 г. был образован Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе, однако он практически сразу был упразднен. В июне 1995 г. указом президента № 563 образован Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, однако он практически не получал финансирования. Единственная более или менее работающая на сегодняшний момент программа - это кредитование малых предприятий
Европейским банком Реконструкции и развития. Иногда Департамент занятости населения выделяет деньги безработным, желающим начать собственное дело (в сумме шестимесячного пособия по безработице)[15]. На местах создаются региональные фонды поддержки малого бизнеса. Однако все эти организации далеки от проблем населения, поэтому выбор осуществляется на основе бизнес- планов, предлагаемых на конкурс. Невозможность проверить исходные данные по потенциальному спросу приводит к субъективности оценки проработанности и реальности проектов. Часто предпочтение отдается проектам с быстрой окупаемостью, т.е. как правило торговле.

Основной формой осуществления государственной политики поддержки малого предпринимательства являются государственные программы, подкрепленные соответствующими материальными, информационными, кадровыми и прочими ресурсами. В развитых странах такие программы более многочисленны и имеют узконаправленный характер, реализуются длительное время или имеют постоянный характер. Для поощрения создания новых рабочих мест и развития трудовых ресурсов предусматриваются меры финансового характера, консалтинговая и обучающая деятельность.[27,73] В ЕС действует сеть учебных и консультационных пунктов, задачей которых является оказание помощи малым предприятиям в разработке их стратегии. В менее развитых регионах созданы центры предпринимательства и инноваций, имеющих целью стимулирование местных предпринимателей, в частности, ремесленничества, и содействие распространению технических новшеств. Ряд программ носит четко выраженную социальную направленность. Таковы программы создания стартовых условий для молодежи, повышения квалификации молодых предпринимателей путем их стажировки в других странах, стимулирование женского предпринимательства, расширения трудовой деятельности лиц с физическими недостатками и ограниченно трудоспособностью, развитие профессиональных знаний и навыков молодежи, безработных и лиц, которым угрожает потеря работы.

Несколько иначе ведется государственная и региональная политика в области развития малого бизнеса у нас. В нашей стране, как правило, разрабатывают комплексные программы, рассчитанные на короткий срок. На более низких уровнях власти разрабатываются собственные программы, различной степени проработанности и согласованности с программами других уровней. Практически при каждой администрации создаются свои фонды поддержки малого предпринимательства для реализации этих программ. Имеют право их создавать и муниципальные образования, хотя редко пользуются такой возможностью из-за острых финансовых проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать