Индексы и их классификация

           Так, в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) в 2000 г. в дополнение к публиковавшимся ранее рейтингам по позиции "технология" введен новый индекс конкурентоспособного роста (Growth Competitiveness Index, GCI), который стали называть индексом инновационной способности экономики. Он отражает способность национальной экономики к устойчивому экономическому росту в среднесрочной перспективе (ближайшие пять лет), принимая во внимание текущий уровень экономического развития.

В основе построения индекса GCI - выделение группы стран-лидеров по ключевому, с точки зрения авторов, показателю - количеству патентов, зарегистрированных в стране в расчете на 10 тыс. жителей. Кроме того, в модель включены объемы инновационных инвестиций и их эффективность, а также использование информационных технологий в повседневной жизни граждан (количество мобильных телефонов и компьютеров на душу населения в стране, активность пользователей Интернета и т.д.). Особо учитываются институциональные и макроэкономические условия, содействующие или препятствующие инновационной деятельности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩИХ ИНДЕКСОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ


Индекс цен исторически является одним из первых экономических индексов. Практически задачи индекса цен в основном сводятся к оценке изменений цен во времени (индексы динамики) или в пространстве (территориальные индексы). Построение системы индексов цен базируется на общеметодологических принципах, согласно которым в ней выделяются индивидуальные, сводные индексы и индексы средних цен (тарифов).

Индивидуальный индекс динамики определяется как отношение цены конкретного i-го товара текущего периода (t) к цене предыдущего периода

 (t - 1), т.е. 

                                              (4.1)

или к цене одного из периодов динамического ряда, принятого за базу сравнения (0), т.е.                                               

                                                   (4.2)

Для индивидуальных индексов цен не представляет труда переход от цепных к базисным индексам (свойство круговой сходимости индексов). Обозначим последовательные периоды ряда динамики цен от 0 до п, т.е. t = 0, 1, 2, 3, ..., п [2].

Исходя из свойства круговой сходимости индексов величину базисного индекса цен, можно определить как произведение цепных, т.е. 

                                     (4.3)

Индивидуальные индексы цен позволяют решать многие практические задачи, но основной задачей является изучение динамики цен разнородной совокупности товаров и услуг. Эта задача решается с помощью сводных индексов, характеризующих среднее изменение цен изучаемой совокупности товаров и услуг.

Сводный (общий) индекс цен относится к числу классических показателей, разработкой которого исследователи занимаются с XVII в.

Наиболее широкое применение в статистической практике получили агрегатные формулы сводных индексов цен, разработанные в середине XVIII в. немецкими учеными Э. Ласпейресом и Г. Пааше.

Индекс Ласпейреса:  

                                            (4.4)

Индекс Пааше:       

                                               (4.5)

Числитель и знаменатель в приведенных индексах состоят из агрегатов, включающих индексируемую величину р и вес q. Различие между индексами Ласпейреса и Пааше заключается в выборе периодов весов. В индексе Ласпейреса берутся веса базисного или предшествующего периода, а в индексе Пааше — текущего периода. При использовании в индексе Ласпейреса весов одного и того же базисного периода в течение длительного времени получают систему сводных индексов цен с постоянными весами, что позволяет учитывать свойство круговой сходимости индексов.

В статистической практике при расчете сводных индексов цен широко применяются различные модификации агрегатных формул, в частности в виде формул среднеарифметических и среднегармонических с использованием индивидуальных индексов (ip).

Индекс Пааше (средняя гармоническая формула):

                                           (4.6)


Индекс Ласпейреса (средняя арифметическая формула): 

                                                                                                (4.7)  

Выражение сводного индекса через индивидуальные (ip) позволяет наглядно представить как динамику цен по отдельным товарам, так и их роль в формировании сводного индекса.

В ноябре индекс потребительских цен составил (ИПЦ) 100,7% (в ноябре 2004г. - 101,1%).

Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг в процентах приведена ниже:  

 

К предыдущему
месяцу

Среднесуточный
прирост цен

Ноябрь
2005г. к
декабрю 2004г.

Справочно ноябрь
2004г. к декабрю 2003г.

октябрь

ноябрь

ноябрь

справочно ноябрь
2004г.

 

Индекс потребительских цен

100,6

100,7

0,025

0,037

110,0

110,5

 

В том числе на:  товары

100,5

100,8

0,026

0,039

107,4

109,0

 

продовольственные товары

100,4

100,9

0,030

0,051

108,4

110,4

 

продовольственные товары без плодоовощной продукции

100,6

100,6

0,018

0,049

108,4

111,5

 

непродовольственные товары

100,7

100,6

0,021

0,022

105,9

107,0

 

платные услуги населению

100,7

100,6

0,020

0,028

120,0

116,6

 

В ноябре в 11 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил 1,2-1,8%. В Волгоградской области и Чукотском автономном округе цены и тарифы в среднем выросли на 1,8%. При этом, если в Волгоградской области в большей степени подорожали платные услуги (на 3,9%), то в Чукотском автономном округе - продукты питания (на 3,1%).  В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,8% (с начала года - 109,4%), в Санкт-Петербурге - 100,9% (с начала года - 111,1%).  В Тюменской области (без автономных округов) этот показатель составил 100.97 %  (в ноябре 2004 г. – 111.94%).

2. Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров в процентах представлены ниже:

 

К предыдущему
месяцу

Ноябрь
2005г. к

Справочно ноябрь
2004г. к декабрю 2003г.

октябрь

ноябрь

ноябрю
2004г.

декабрю
2004г.

 хлебобулочные изделия

100,2

100,2

103,1

102,6

116,2

Крупа и бобовые

99,9

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать