Инновационная политика России в условиях трансформации экономической системы

Инновационная политика России в условиях трансформации экономической системы

Министерство общего и профессионального образования Российской федерации




Кафедра менеджмента

Реферат

На тему: Инновационная политика России в условиях трансформации экономической системы

Выполнил:

2005

План

Введение……………………………………………………………………………..


1.     Обеспечение правового регулирования и защита интересов участников              инновационной деятельности……………….

2.     Формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры……………………………………………………………..

3.     Активизация инновационной деятельности в регионах России…………………………………………………………………………..

4.     Содействие международному сотрудничеству…………………….

Заключение………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………..

3-5



5-10



11-13



14-18


19-25


26-28


29











Введение

Научно-технический  прогресс,  признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений:  производства, обмена, потребления.

     Существует  множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных  условиях  осуществлять специальную  экономическую политику.

       Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии,   регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере

       Основные цели государственной инновационной политики в Российской Федерации:

-           содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства;

-           ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

-           сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

-           содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

С учетом сегодняшнего состояния экономики России инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Целью данной работы является теоретическое раскрытие категории "инновационная политика" применительно к РФ, В соответствии установленных планом задач №1- 4.

Объектом  исследования являются субъекты инновационной деятельности

Предметом исследования являются производственные инновации, направленные на совершенствование производимых товаров или услуг.









1. Обеспечение правового регулирования и защита интересов участников инновационной деятельности.

До рассмотрения аспектов правового регулирования следует определиться с субъектами между которыми и происходит процесс взаимодействия.

Субъектами инновационной деятельности являются:

1.       инновационные предприятия различных форм собственности, осуществляющие, инновации;

2.      владельцы интеллектуальной собственности (авторы открытий, изобретений, промышленных образов, проектов предприятий, установок, технологических процессов, дизайнеры), реализуемой в процессе инновационной деятельности;

3.      инвесторы, вкладывающие капитал в осуществление инноваций (банки, фонды, корпорации, лизинговые фирмы и т.п.);

4.      посредники, обслуживающие инновационный процесс и обеспечивающие его инфраструктуру (консалтинговые и инжиниринговые фирмы, технологические инкубаторы, технопарки, технополисы, информационные центры и т.п.);

5.      государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в управление, координации и регулировании инновационной деятельности;

6.      общественные организации, участвующие в инновационной деятельности или представляющие интересы отдельных ее участников.

 Нормативно-законодательная база регулирования инноваций достаточно обширна. Вместе с тем, ее построение нельзя считать завершенным, поскольку она постоянно адаптируется к задачам текущего этапа, некоторые документы, в частности Закон “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ”, находятся на различных стадиях подготовки и рассмотрения.

В самом общем виде нормативно-законодательная база включает следующие группы:

1.      документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.).

2.      постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности.

3.      программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и другие косвенные механизмы поддержки.

4.      инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.

Конкретно законодательство об инновационной деятельности и государственной инновационной политике состоит из:

-          федерального закона, "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации";

-          принимаемых в соответствии с ним законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов;

-          относящихся к инновационной деятельности норм Гражданского кодекса Российской Федерации;

-          закона о науке и государственной научно-технической политике;

-          закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации;

-          вступивших в установленном порядке в законную силу на территории Российской Федерации международных договоров и соглашений.

Из общего вида, в документах первой группы, как правило, не содержится каких-либо конкретных мероприятий по поддержке инноваций. По своему содержанию их можно разделить на чисто декларативные и определяющие целевые установки государственной политики.

В декларациях о важности инноваций и необходимости поддержки инновационной деятельности недостатка нет, это признавалось всеми институтами власти на различных этапах реформ. В этих документах констатируется снижение в последние годы инвестиционной и инновационной активности в качестве фактора, представляющего угрозу национальным интересам России. Признается важность этой деятельности и необходимость ее государственной поддержки, вообще, и в малом бизнесе, в частности; констатируется необходимость максимально использовать потенциал высшей школы.

Как это ни странно, но, несмотря на обширность нормативно-законодательной базы, в действующих документах отсутствует согласованная и взаимоувязанная система целей государственной инновационной политики. В Федеральном законе “О науке и государственной научно-технической политике” сформулирована система целей государственной научно-технической политики. Это единственная попытка формирования целостной системы целей, однако результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

Более четкий подход использован при разработке проекта Закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ”. В нем определены ключевые моменты государственной инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более внимательно, то с тех же позиций системности он, хотя несколько и отличается в положительную сторону от первого, но не без недостатков.

Вторая группа документов - небольшая, она определяет самые общие функции государственных ведомств в части регулирования инновационной деятельности. Таких ведомств - три.

Главное - Министерство экономики. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее формированию, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

На Министерство образования возложены задачи по активизации инновационной деятельности в образовательных учреждениях, направленной на “эффективную реализацию результатов научных исследований и разработок”, проводимых в организациях высшей школы. В свою очередь, на бывший Государственный комитет по поддержке малого предпринимательства была возложена задача разработки предложений по регулированию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать