Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России
p> В настоящее время значительная часть населения России так или иначе связана с малым предпринимательством ( бизнесом)- это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших суровую школу воспитания в российских условиях.

Малое предпринимательство стало весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь большей частью сосредотачиваются те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочитая самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой страх и риск- работе по найму.

Российское малое предпринимательство обладает некоторыми, отличающими его от предпринимательства зарубежных стран особенностями:
-совмещение в рамках одного субъекта малого предпринимательства нескольких видов деятельности, невозможность, в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
-стремление к максимальной самостоятельности, в то время, как значительная часть зарубежного малого бизнеса работает на условиях субподряда, франчайзинга и т. д. ;
-общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом ;
-низкий управленческий уровень, недостаток знаний опыта и культуры рыночных отношений;
-высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубленной дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализации общества;
-неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
-работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и коньюктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

Эти и многие другие характерные особенности становления предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами , мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом : ограниченность внутреннего спроса при сильном давлении зарубежных производителей и недостаточность ресурсов для перестройки производства; неурегулированность отношений собственности; фрагментарность и противоречивость законодательства; теневой оборот и хронические неплатежи; слабая кредитно- финансовая система и т. д.

В комплексе внешняя среда для малого предпринимательства становится все более неблагоприятной . Происходит активный процесс концентрации производства и капитала наряду с установлением финансового, имущественного и управленческого контроля за ранее самостоятельными предпринимателями со стороны финансово- промышленных групп и более крупных кампаний.

Это, и ряд других факторов, способствовало появлению такого специфического явления, как рост так называемых " микропредпринимателей" или " челноков". " Челноки", заполнившие блошинные рынки дешевыми товарами из Турции, Китая, и других стран, не всегда охвачены правовым полем предпринимательства, так как ввозят товары как бы для личного потребления и реализуют их как имущество, принадлежащее им на правах личной собственности, практически без налогообложения. Естественно, для многих это единственное средство выживания.

В то же время это и основная питательная среда для уклонения от налогообложения в силу многочисленности и неучтенности "челноков", недоработанности налогового законодательства.

На состоявшейся в г. Волгограде в середине марта научно- практической конференции « Актуальные проблемы развития малого бизнеса. Диалог: власть- предприниматель» отмечено, что в Волгограде, например, насчитывается 11 тысяч предприятий малого бизнеса, тогда как примерно в одинаковых по количеству населения Ростове и Воронеже соответственно 30 и 24 тысячи.

Доля участия малых предприятий в сфере строительства составляет 30%, промышленности 20%,торговле- 40%.[4]
Информация об изменении численности налогоплательщиков- физических лиц- индивидуальных предпринимателей и частных практиков в целом по Российской
Федерации характеризуется следующими данными:

| |Численность по состоянию на |
| | 1 января |1сентяб|1 марта|
| | |р | |
| |1993г.|1994г.|1995г.|1996г|1996г. |1997г. |
| | | | |. | | |
|Индивидуальные |523, 2|1024, |1873, |2696,|3053, 5|3625, 5|
|предприниматели и частные| |0 |1 |5 | | |
|практики ( тыс. чел.) | | | | | | |
|Изменение численности к |100 |195, 7|358, 0|515, |583, 8 |693, 3 |
|1993 г. | | | |4 | | |
|Ежегодный темп роста в % | |195, 7|182, 9|144, |113, 2 |118, 8 |
| | | | |0 | | |

За 1992 год было зарегистрировано и поставлено на учет в налоговых инспекциях 523,2 тыс. предпринимателей. За 4 года численность этой категории налогоплательщиков выросла почти в 7 раз.

С 1 сентября 1996года, в связи с принятием решения о присвоении этой категории физических лиц идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) проводится их переучет.[5]

Количество деклараций поданных в 1996году увеличилось по сравнению с
1993годом в 3, 3 раза. Доля подоходного налога уплаченного по декларациям возросла в 5, 4 раза.

| |Кол-во |Подоходный |Удельный вес суммы налога,|
|Г О Д |деклараций |налог, |уплаченной по декларациям |
| |тыс. шт. |уплаченный по |в общей сумме подоходного |
| | |декларациям |налога, % |
| | |млрд. руб. | |
| 1993г. | 860 | 33, 9 | 0, 8 |
| 1994г. | 1079 | 279, 6 | 1, 6 |
| 1995г. | 1811 | 980, 8 | 2, 7 |
| 1996г. | 2815 | 2436, 8 | 4, 3 |

Однако не вызывает сомнения тот факт, что значительное число физических лиц уклоняется от подачи декларации, то есть скрывает свои истинные доходы.

Так к 1 апреля 1996 года добровольно декларировали свои доходы 2, 2 млн. человек , и в период с 1. 04. 1996 года до 1. 01. 1997 года по требованию налоговых органов декларации подали еще более 600 тыс. человек, что составило 23% от граждан, представивших отчеты о своих доходах. За занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации, за неподачу декларации или искажение данных, заявленных в декларации, к административной ответственности привлечено 230, 1 тыс. человек.

По результатам проверок 2, 7 млн. деклараций доначислено около 400 млрд. рублей подоходного налога и санкций или 24% от начисленной суммы налога. Но это только то, что удалось выявить.

По экспертным оценкам, имеют самостоятельные источники дохода и являются потенциальными плательщиками подоходного налога около 6 млн. человек. Таким образом вне контроля находится значительная часть граждан, которые уходят от налогообложения. В основном это «челноки» - как российские, так и иностранные.1
В г. Волжском Волгоградской области динамика роста предпринимателей без образования юридического лица складывается следующим образом:

| | 1994 год| 1995 год| 1996 год| 1997 год|
|предприниматели без | | | | |
|образования | | | | |
|юридического лица, |5411 |7575 |10304 |12633 |
|чел. | | | | |
|Изменения численности| | | | |
|к 1994 году, % |- |140, 0 |190, 4 |233, 5 |
|ежегодный темп роста,| | | | |
|% |- |140, 0 |136, 0 |122, 6 |

Структура предпринимателей по видам выполняемых работ и услуг в 1987 году составила:

|Всего: |12633 чел. |100% |
|-посредническая |447 чел. |3, 5% |
|деятельность | | |
|-торгово-закупочная |10666 чел. |84, 4 % |
|деятельность | | |
|-медицинское обслуживание|71 чел. |0, 6 % |
|-бытовые услуги |112 чел. |0, 9 % |
|-прокат видеокассет |206 чел. |1, 6 % |
|-коммерческая |115 чел. |0, 9% |
|деятельность | | |
|-нотариальная |11 чел. |0, 1 % |
|деятельность | | |
|-другие виды услуг |1005чел. |8, 0 % |

( Аналитические записки ГНИ по г. Волжскому за 1995, 1996, 1997 г. г. )

От сферы производственной деятельности, в отличии от начального периода, индивидуальные предприниматели г. Волжского практически отошли.

Приведенные данные свидетельствуют об определенной тенденции некоторого снижения темпов роста индивидуального предпринимательства за последние годы и об усиливающихся тенденциях уклонения предпринимателей от налогового учета и налогообложения. Нельзя не отметить практически повсеместный отход индивидуальных предпринимателей от производственно- промышленной деятельности.

Так или иначе определенные итоги развития предпринимательства в
России налицо. За все годы реформ предпринимательство было единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и ресурсов.

Вместе с тем формирование цивилизованного предпринимательства и подлинно предпринимательского поведения является ключевой проблемой выхода из кризиса. Возродить же российскую экономику может лишь промышленно- инновационное предпринимательство с широчайшим участием частной инициативы граждан.

Государство должно стимулировать предпринимательство всеми доступными мерами: правовым, финансово-кредитным обеспечением и разумной, целенаправленной налоговой политикой.

2. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса.

Для зарубежных стран с развитой рыночной экономикой характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в
Швеции больше. Германия и Япония находятся в этом отношении где-то посередине. В США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.1

Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.

При помощи сугубо экономических регуляторов, таких как налогообложение, кредитование, инвестирование государство побуждает принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие общественные потребности. 2

Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.
Налогами стимулируется или, наоборот, ограничивается деловая активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности: создаются предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика или обеспечение свободы товарному рынку.

Налоговая политика развитых стран, как правило рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот при этом можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

Следует упомянуть еще об одном обстоятельстве.
Экономика развитых стран основывается на свободе предпринимательской деятельности. Конкурентно-рыночный механизм регулирует распределение ресурсов и обеспечивает установление равновесных цен на уровне отражающей затраты на производство с учетом средней нормы прибыли. Однако при возникновении монополий этот механизм не срабатывает, что может приводить к неэффективному распределению и использованию ресурсов, росту цен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать