Регулирование и конкуренция

Неудачным примером антимонопольного регулирования на данном этапе являет­ся государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги предприя­тий-монополистов. Согласно постановлению Правительства РФ от 11 августа 1992 г., регулирование устанавливалось в виде абсолютного верхнего предела (лимитная цена), предельного размера рентабельности (процентный лимит) и предельных коэффици­ентов изменения цен. Данное регулирование стимулировало рост издержек предпри­ятий и снижало их заинтересованность в развитии производства, в повышении конку­рентоспособности своей продукции. Осуществление этой меры конкурентной поли­тики противоречило целям экономической политики, подрывало базу налогообложе­ния и не способствовало развитию конкуренции на рынках. Произвольный выбор предприятий, попадающих в категорию "монополистов", сокращал действенность це­нового инструмента регулирования и во многих случаях делал его избыточным. В 1994 г. действие постановления не было возобновлено.

Второй этап развития антимонопольного регулирования начинается в 1994-1995 гг., когда были приняты постановления правительства РФ "О Государственной программе демонополизации экономики и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации " (1994) и Федеральный закон "О естественных монополиях" (1995) . Эти нормативные акты определили долгосрочную стратегию развития антимонопольного регулирования и придали ему необходимую системность и организованность.

По мере того как экономическая политика России смещалась с макро- на микроуровень, наблюдался соответствующий сдвиг акцентов и в антимонопольной политике. В этот период общие принципы антимонопольного регулирования были распространены на особые сферы экономики — финансовые рынки, страхование, банковскую сферу, отрасли естественных монополий. Антимонопольная политика начинает переходить от регулирования товаропроводящей сети к кон­тролю производственных процессов. Так, в докладе ГКАП 1997 г. подчеркивается, что "задачей ГКАП России является не только устра­нение необоснованного ограничения конкуренции при движении товаров, но и в инвестиционном процессе"[5].

Но чем более детализированными становятся нормативные до­кументы антимонопольного регулирования, тем в большей степени интересы антимонопольных органов пересекаются с интересами про­мышленных и отраслевых ведомств. Например, закон "О естествен­ных монополиях" предполагает ограничение конкуренции в опреде­ленных сферах деятельности. Данное положение может породить более сложные отраслевые эффекты, чем реализация общей нормы конкурентного законодательства, а следовательно, требует более тща­тельного учета интересов отраслевых регуляторов, чем обычное кон­курентное право. И хотя в нормативных документах этого периода (как впрочем, и позлее) отсутствует тезис о согласованности двух разных видов политики, осуществление конкурентной политики в отдельных отраслях и на отдельных рынках подводит к осознанию необходимости взаимных консультаций.

В 1995 г. были внесены определенные изменения и в Закон "О конкуренции...". В антимонопольной политике России начинает преобладать количественный подход к антиконкурентным действи­ям. Доминирующее положение фирмы на рынке определяется выра­женными количественными критериями: фирмы с долей рынка до 35% исключаются из списка потенциальных нарушителей; фирмы с рыночной долей, превышающей 65%, признаются доминирующими и подверженными "искушению" злоупотреблением монопольным поло­жением; фирмы с долями рынка между 35 и 65% занимают промежу­точное положение — в этом случае антимонопольные органы обязаны доказать наличие злоупотреблений и монополистических намерений. Формализация критериев рыночной власти помогает осмыслить ситу­ации, когда требуется антимонопольное вмешательство государства с позиции объективности и непредвзятости, что помогает практической работе территориальных органов антимонопольного комитета.

Основным достижением второго этапа можно считать начало обо­собления антимонопольного регулирования как самостоятельной политики со своими специфическими объектами, субъектами и ин­струментарием., отличными от методологии экономического поли­тики, хотя и имеющими точки соприкосновения. Важность конку­рентной политики отражена на самом высоком уровне: соответствую­щие изменения вносятся в Гражданский кодекс РФ (ч. 1).

Особую роль в этот период сыграла разработка правил добросовест­ной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, в частности, принятие закона "О рекламе" (1995 г.). Специфи­кация видов поведения фирм, которые допустимы и недопустимы на рынках России, определение требований к рекламе и указания на слу­чаи надлежащей и ненадлежащей рекламной деятельности способство­вали более четкому пониманию цивилизованной конкуренции, что по­могало реализации целей экономической политики на данном этапе - удовлетворение внутреннего спроса за счет качественных отечествен­ных товаров. Закон "О рекламе" был нацелен на достижение сбалан­сированности интересов различных субъектов экономики, а значит, на гармонизацию целей конкурентной и промышленной политик.

В этот период наблюдается и «определенный диссонанс между двумя политиками»[6]. Так, закон "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами" (1998 г.) поставил ключевой целью защиту отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от внешней конкуренции, если она неблагоприятна для национальных агентов. Тем самым были за­фиксированы четкие цели экономической (внешнеторговой) полити­ки государства. Однако при этом не была учтена проблема воздей­ствия протекционистских мер на внутренние рынки России, что зало­жило основу для формирования в будущем легальных монопольных эффектов с необязательно положительными в целом последствиями для внутренней конкуренции и отечественных потребителей[7].

В рамках данного этапа многие аспекты несогласованности эконо­мической и конкурентной политик могут быть объяснены отсутствием четкого представления о целях одного и другого видов государственного воздействия на экономику, классификации специфических инструментов воздействия, а также об идентификации областей интересы той и другой политики могут пересекаться и конфликтовать нему задача обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров рассматривается в контексте антимонопольною роегулирования (док­лад ГКАП 1997 г.), хотя на самом деле это цель промышленной политики, а никак не конкурентной.

Началом третьего этапа в развитии антимонопольного регулирования в России можно считать август 1998 г., когда после финансового кризиса изменились ориентиры и методы экономической по мини, и пришло понимание того, что антимонопольная политика может как способствовать, так и препятствовать проведению и эффективной и экономической политики. Признанием значимости антимонопольною регулирования можно считать повышение статуса регулирующего органа: в 1998 г. Государственному комитету по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был придан статус мини­стерства, а в 1999-2000 гг. ГКАП был преобразован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В этот период антимонопольная политика активизируется в рамках ее защитной функции. Появляется новая редакция Закона "О конку­ренции...", дополненная многочисленными случаями запрета тех или иных действий фирм. Однако из всех дополнений и изменений в но­вой редакции по-прежнему лишь две статьи (ст. 17 и 18) касаются поведения фирм ex ante (регулирование слияний и поглощений и ре­гулирование приобретений акций компаний), причем в большинстве случаев применение данной статьи носит уведомительный, а не пре­дупредительный характер. Политика демонополизации полностью пере­дается в ведение органов антимонопольного регулирования. Тем самым начинается процесс разграничения полномочий экономической и кон­курентной политик. Углубляются представления о предмете анти­монопольной политики во многом благодаря потребностям, экономи­ческой политики. Так, демонополизация как одно из направлений ан­тимонопольного регулирования должна охватывать теперь не только региональные, но и межрегиональные товарные рынки.

Конкурентное законодательство развивается применительно к новым сферам регулирования. В 1999 г. был принят закон "О защи­те конкуренции на рынке финансовых услуг", определивший основ­ные направления конкурентной политики в данной сфере. И хотя этот закон далек от совершенства, наличие специального нормативного документа формирует базу антимонопольной политики на финан­совых рынках, что в целом стимулирует и разработку соответствую­щей экономической политики. Важным достижением закона являет­ся четкое выделение основных понятий финансового рынка (таких, как "финансовая услуга", "рынок финансовых услуг", "конкуренция на рынке финансовых услуг", "концентрация капитала на рынке финан­совых услуг" и др. — ст. 3), которые могут использоваться не только антимонопольными органами, но и соответствующими ведомствами, регулирующими финансовый рынок. В законе выделяются виды пове­дения финансовых организаций, которые могут трактоваться как недобросовестная конкуренция. Тем самым  усиление и правовое оформ­ление конкурентной политики (пусть пока только через антимоно­польное регулирование) на финансовых рынках способствует повы­шению эффективности государственной политики в финансовой сфере.

В 2002-2001 гг. появляется большое число подзаконных право­вых актов (постановления Правительства РФ, приказы МАП РФ), нацеленных на дальнейшее укрепление регулирования отдельных видов деятельности в рамках финансовых рынков. Данные документы разрабатывались и реализовывались исключительно МАПом, хотя, согласно закону "О конкуренции..." (ст. 21), и другие ведомства имеют непосредственное отношение к проведению антимонопольной политики (ЦБР, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на рынке ценных бумаг и на рынке страховых услуг, и др.). Участие в реализа­ции антимонопольных мер этих заинтересованных ведомств остается под вопросом, их стратегические интересы никак не формулируются. Поэтому по форме они пассивно соглашаются с теми мероприятиями, которые предлагает МАП, а на деле их политика в ряде случаев всту­пает в противоречие с антимонопольным регулированием. Во многом именно отсутствием полномасштабной координации усилий различ­ных ведомств и МАП объясняется недостаточный уровень развития конкуренции на финансовых рынках[8].

В этот период начинает осознаваться, что "антимонопольное ре­гулирование является лишь одним из способов государственной под­держки конкуренции"[9], которым отнюдь не исчерпывается конкурент­ная политика. Рассматриваются нормы законов и вносятся дополне­ния, направленные на предупреждение, а не на выявление правонару­шений в сфере антимонопольного правого регулирования. Опреде­ленные нормы, в частности, вносятся в Водный кодекс РФ (редакция 2001 г.), в законы "О государственном регулировании агропромыш­ленного производства" (1997 г.), "О защите прав потребителей" (ре­дакция 2001 г.), "О негосударственных пенсионных фондах" (редак­ция 2001 г.), "О недрах" (редакция 2001 г.) и др.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать