Роль и значение финансовой системы Украины в становлении рыночных отношений
p> - осмыслении экономической сущности процессов формирования и направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

- включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с проведением законодательно обеспеченой финансовой политики государства;

- использовании системного подхода, который дает возможность рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.
Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в возможности:

- определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины государства;

- определения подходов к разработке экономико-математических моделей формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным назначением которых должно стать прогнозирование, планирование и анализ распределения стоимости ВВП;

1.см: Шокун В.В. Финансовая система страны:состояние и направления реформирования //Э.У.,-1997-№1-с9

- введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном процессе;

- оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов, касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим ее мониторингом.

Кандидат экономических наук Безгубенко Л.И.(1) представляет структуру финансовой системы, выделяя три сферы:

- государственные финансы;

- частные финансы;

- финансы предприятий;
Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные финансы и финансы государственных предприятий. А частные финансы на финансы частных предприятий и финансы домохозяйств(см.схему №4)

Безгубенко Л.И.характеризует звенья финансовой системы и говорит о том, что для государственных финансов, в частности, характерны:
1.Принцип функционального назначения звена.
2.Административно-териториальный принцип.
Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая обусловлена спецификой:
1.состава финансовых отношенийж;
2.состава фондов денежных средств;
3.источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции средств;

4.направлений использования фондов денежных средств;
5.целевого назначения фондов денежных средств;
6.участников формирования денежных средств;
7.участников распределения и использования фонда денежных средств;
8.собственника или распорядителя фонда денежных средств;
9.роли в процессе производства, распределении и перераспределении

ВВП и НД;
10.Части в распределении финансовых ресурсов.

Особенно актуальным считает Безгубенко Л.И., для Украины, ее финансовой системой является усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств.
Таким образом, это звено финансовой системы прежде всего представлено бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованой в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет финансовую систему Украина Безгубенко Л.И.
Свою концепцию состава и структуры финансовой системы Украины представляет кафедра «Финансы и кредит» Донецкого Государственного
Университета(см.схему №5). Эта трактовка широко и полно отражает структуру финансовой системы, все ее сферы и особенно отдельные ее элементы. Она очень актуальна на сегодняшний день для экономики Украины. Основываясь на такой структуре легче проводить анализ финансовых ресурсов государства, подробно исследуя все их сферы и звенья, и механизмы, их аккумуляции и распределении. Именно основываясь на этой трактовке я буду рассматривать в дальнейшем финансовую систему Украины.


1.см: Безгубенко Л.И. Финансовая система Украины в условиях экономики переходного периода //Ф.У.-1996-№9-с 13-19


2.Законодательные и правовые основы, регламентирующие механизм функционирования финансовой системы Украины.

Из вышеперечисленных данных видно какую сложную систему представляет из себя финансовая система Украины. Она состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав ее можно понять как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы.
Так как отсутствует закон Украины о финансовой системе, то вторым по значению будут выступать Закон Украины «О бюджетной системе от 29 июня 1995 года». Государственные финансы выступают одной из главных сфер финансовой системы и государственный бюджет – одно из самых больших их свеньев. Именно в нем объединяются самые главные доходы и расходы государства. Бюджет своим инструментарием объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный кредит и другие, в их взаимодействие и динамике.
Рассматривая социально-экономичесую сущность государственного бюджета следует отметить, что она определяется:
1. Способом производства;
2. Наличием формы собственности на средства производства;
3. Функционированием основных экономических законов государства;
4. Характером производственных отношений;
5. Природой, целями и задачами государства.

Содержание социально-экономической сущности государственного бюджета проявляется в том, что он одновременно является:
1. …………………… перерсспределения НД;
2. Инструментом государственного регулирования и стимулирования экономики;
3. Инструментом эффективного воздествия на процессы расширенного воспроизводства;
4. Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы государства;
5. Основной финансовый план страны;
6. …………………… доходов и расходов государства;
7. Источником финансовой обеспечености реализованных в государстве основных социально-экономических программ.

В бюджете в условиях современности централизуется значительная часть денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации государством своих функций, таких как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А бюджетная система регламентируется «Законом Украины о бюджетной системе»

«О бюджетной системе» (1)

В этом законе определено, что бюджетная система состоит из
Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета АР Крым и местных бюджетов. Бюджет является составной частью финансовой системы
Украины. Взаимодействие бюджета с другими звеньями финансовой системы регулируются настоящим законом и многими законодательными актами Ураины.

1.см: О бюджетной системе Украины : Закон Украины от 29 июня 1995 года,
№253/95-ВР/ Ведом Верхов Рады Украины-1995 №32 с.589-613


Бюджетная система строится на началах, определенных Конституцией Украины.
Она отделена от финансов субъектов хозяйствования в части уплаты их долгов и обязательств.
Налоги и сборы и другие обязательные платежи зачисляются в бюджет полностью, независимо от их целевого назначения.

Граждани Украины, а также другие физические лица уплачивают в бюджет установленные законами налоги, сборы и друге обязательные платежи.

Платежи, удержаные с субъектов предпренимательской деятельности, перечисляются в бюджет в первоочередном порядке. Достоинством этого Закона является не только то, что внесли указом механизм наполнения бюджета, но и то, что в нем регламентирован механизм формирования доходов и финансирование расходов по бюджету, а также источники финансирования бюджета.

Доходы Государственного бюджета Украины:

- часть НДС, которая определяется Законом о Государственном бюджете

Украины на следующий год;

- часть акцизного сбора, которая определяется Законом о госбюджете на следующий год;

- налога на прибыль предприятий и организаций всех форм собственности и подчинения в размере, равном 30% от ставки, предусмотренной законодательством Украины;

- налога на имущество предприятий и организаций всех форм собственности в размере 30% от ставки, предусмотренной законодательством Украины;

- поступлений от внешнеэкономической деятельности;

- части доходов от приватизации государственного имущества, находящегося в общегосударственной собственности;

- поступлений от реализации государственного имущества, находящегося в общегосударственной собственности;

- арендной платы за аренду имущества целостных имущественных комплексов, находящихся в общегосударственной собственности;

- взносов в Пенсионный фонд Украины;

- взносов в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации

Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;

- взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;

- взносов в другие государственные целевые фонды, поступлений от внутренних займов;

- превышение доходов над расходами НБУ;

- возвращенных государству займов и % по кредитам;

- диведендов, полученых от акций и иных ценных бумаг, принадлежащих государству;

- платы за специальное использование природных ресурсов;

- других доходов, установленныз законодательством Украины и отнесенных к доходам госбюджета Украины.

Расходы Государственного бюджета Украины

- финансирование общегосударственных централизованных программ поддержания и повышения жизненного уровня народа, мер по социальной защите населения;

- финансирование осуществляемых учереждениями и организациями мер в области образования, науки, здравоохранения, физической культуры и т.д.

- финансирование производственного и непроизводственного строительства, геологоразведочных, проектно-изыскательских и других работ, осуществляемых в соответствии с общегосударственными программами;

- оборону;

- охрану окружающей природной сферы;

- содержание правоохранительных и таможенных органов, налоговой защиты прав потребителей и контрольно-ревизионной служб;

- содержание органов законодательной, исполнительной, судебной власти и прокуратуры;

- осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности;

- дотации,субвенции, которые передаютя из Государственного бюджета

Украины в бюджет АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

- выплату всех видов пенсий, расходов направленых на защиту граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, выплату пособия по безработице, расходына профессиональное обучение высвобождаемых работников и незанятого населения и меры для создания дополнительных рабочих мест;

- образование государственных материальных и финансовых резервов;

- обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов и их возврат;

- другие меры, финансируемые из госбюджета Украины в соответствии с законами Украины.

С помощью этого закона рассмотрим бюджетную систему Украины и главные источники доходов и расходов страны, то есть откуда аккумулируются и куда распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы государства.

Следующий закон регулирующий отношения в финансовой системе является
Закон Украины“О государственном бюджете Украины на 1999 г”
Суть этого закона в том, что в нем рассматриваются рычаги получения и распределения финансовых ресурсов страны.

“О государственном бюджете Украины” (1)

В этом законк на 1999 г. утверждена сумма государственного бюджета –
25.135.260, 8 тысяч гривен. Установлен дефицит бюджета 1.240 миллиона гривен. Утверждено, что к доходам Государственного бюджета Украины на 1999 г. зачисляются:
1) в полном объеме т.е. 100%

- налог на добавленную стоимость;

- акцизный сбор с импортных товаров;

- сбор за геологоразведочные рабты, выполненые за счет бюджета;

- таможенная пошлина;

- поступление сумм %, которые уплачиваются банками за пользование свободными средствами государства; дивиденды, насчитаные на акции товариществ, которые есть в государственной собственности;

- рентная плата за нефть, газ собственной добычи;

- плата за аренду имущественных комплексов государственных предприятий;

- консульские сборы;

- плата за пробирование и клейменования товаров или сплавов с дракоценных металов;

- средства от реализации имущества,конфискованого по решению суда и т.д.

- поступления средств от реализации военной и специальной техники, другого имущества Военных Сил Украины;


1.см: О государственном бюджете Украины на 1999 год: Закон Украины от
30.02.98

- отчисления от платы за транзит природного газа, нефти и аммиака через територию Укпаины;

- суммы в счет возмещения обязательных платежей, которые взымают при таможенном оформлении, поступлений средств от продажи квот на проведение внешнеэкономических операций;

- сбор на обязательное социальное страхование на случай безработицы;

- сбор Государственного иннавационного фонда;

- платежи Фонду Украины социальной защиты инвалидов;

2) часть налога на прибыль предприятий, подоходного налога с граждан и акцизного сбора с отечественных товаров;
3) 80% средств, полученных бюджетными учереждениями и орканизациями за сданные в виде лома и отходов золота и т.д.
4) 90% средств, которые поступают во внебюджетный Государственный фонд приватизации от приватизации государственного имущества;
5) 10% суммы амортизационных отчислений;
6) 80% поступлений гербового сбора;
7) другие доходы ……

В законе установлены доходы Государственного бюджета Украины на 1999г. в сумме 238952608 тысяч гривен, в том числе по основным истчникам(см.таблицу
№1)

Установлены проценты распределения доходов между государственными и местными бюджетами(см.таблицу №2)
Установлены размеры государственных внешних кредитов Украины в 1999г. на погашение государственного долга и финансирование дефицита Государственного долга в сумме 825.495 тыс.$
Установлен ограниченный размер государственного внутреннего долга Украины на 1 января 2000 года в сумме 20.260.949.4 тысячи гривен.
Установлено, что финансирование затрат в 1999г. Фонда для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения проводится за счет источников его формирования, в сумме 400.000 тысяч гривен, изачисления к нему налога на добавленную стоимость в сумме
1.346.800 тысяч гривен путем отчислений не меньше 17% поступлений в
Государственный бюджет налога на добавленную стоимость.
Предусмотрены субвенции республиканского бюджета АР Крым, областным и городским(г.Киева и Севастополя) бюджетам в сумме 5.200.115 тысяч гривен(см.таблицу №3)

Итак, законы « О бюджетной системе» и о Государственном бюджете касались такой сферы финансовой системы как государственные финансы.
А следующая сфера финансовой системы представлена местными финансами.
Главное их звено – местные бюджеты представляют собой финансовую базу развития подведомственных территорий.

«Закон о местном самоуправлении» (1)

В этом законе определено, что материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, земля, природные ресурсы, которые находятся в собственности территорий громады, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов.


1.см: О местном самоуправлении: Закон Украины от 21.03.1997г.

В соответствии с законом Украины «О местном самоуправлении» финансовой базой подведомственных территорий выступают также местные бюджеты, к ним примыкают финансовые ресурсы состоящие из внебюджетных средств, валютных фондов и той части финансовых ресурсов предприятий, учреждений, организаций, которые используют
Социально-экономическое развитие подведомственных территорий.
В соответствии с законодательством, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных, определенных законом источников и закрепленных в установленном законом порядке общегосударственных налогов и сборов.
Бюджет разделен на:

- текущий бюджет;

- бюджет развития;

Доходы бюджета развития формируются за счет части налоговых поступлений, средств привлеченных из других бюджетов.

К собственным и закрепленным доходам местных бюджетов относятся:

1. Налог на фонд труда колхозников.
2. Государственная пошлина
3. Плата за платежи на занятие индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельностью
4. Местные налоги и сборы
5. Плата за землю
6. Налог с владельцев транспортных средств
7. Налог на прибыль предприятий коммунальной формы собственности
8. Плата за воду
9. Плата за природные ресурсы местного значения
10. Поступления от продажи коммунальной собственности
11. Штрафы и санкции

Регулирующие доходы:
1. НДС
2. Налог на прибыль предприятий всех видов собственности
3. Акцизный сбор
4. Подоходный налог с граждан( по сути)
5. Плата за землю( по сути)

«Местные налоги и сборы» (1)

Верховной Радой Украины 18.02.97г. был принят Закон Украины
« О системе налогооблажения », который вступил в силу 20.05.97.
Статьей 15 этого закона, отдельно, предусмотрены местные налоги и сборы, которые имеют право устанавливать сельские,поселковые и местные Советы, соответственно по перечню ( кроме сбора за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, который устанавливается областными Советами) и в пределах ограниченых размеров, установленных Дикретом Кабинета Министров Украины от 10.05.93г. № 56-93 "« местных налогах и сборах»
Всего органы местного самоуправления имеют право устанавливать 16 видов местных налогов и сборов, из которых налогов-2, сборов-14 (см.таблицу №4)

1.см: О местных налогах и сборах: Декрет кабинета Министров Украины от
20.05.93г.,
№ 56/93-ВР/Ведом ВР Украины-93


Итак, существует еще огромное множество законов, регулирующих механизм финансовой системы, такие как: Закон Украины «О налогооблажении прибыли предприятий»; Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 10.02.98; Закон Украины “О страховании от 12.06.96”; Закон Украины “О ценных бумагах и рынке ценных бумаг”
Огромная законодательная база дает основу для функционироания финансовой системы Укпаины. Конечно эта законодательная база не совершенна и требует особой доработки со стороны законодательных органов. Но тот факт, что существует закон о финансовой системе является основной проблемой финансов
Украины и проявление ее в настоящем кризисе финансов Украины. В следующей главе мы проанализируем сферы финансовой системы Украины и подведем итог каким же должен быть закон о финансовой системе на основе конкретных данных и динамики за несколько лет.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать