Хозяйства населения
p> Существовавшая до реорганизации АПК система кредитования, материально- технического обеспечения и производственного обслуживания хозяйств населения сегодня практически отсутствует. Частники самостоятельно решают все производственные и коммерческие вопросы. Важный аспект - ресурсный потенциал ХН. Официальная статистика освещает количество земельных и частично трудовых ресурсов, наличие скота и птицы, но совершенно не затрагивает техническую базу этих хозяйств.

Из всех опрошенных (в рамках исследования было опрошено 55 хозяйств) крестьян, машину (легковую, грузовую) имеют 24%, трактор (старого выпуска или самодельный) - 2%, мотоцикл - 22%, лошадей - 6%. Наиболее распространенным средством передвижения в сельской местности оказался двухколесный транспорт - 60% респондентов имеют один, два и даже три велосипеда. Не изобилуют домашние хозяйства наличием средств малой механизации, инвентаря: только 13% респондентов сообщили о наличии корморезки, плуга, бороны; 2% - имеют косилку, 2% - перерабатывающие установки. Новая малогабаритная техника (мини-трактора, мотоблоки) пока также мало используется в ХН по причине недоступности цен на нее.

Большинство необходимых для производства материальных ресурсов поступает из домашнего хозяйства, а именно: 80% семян картофеля, 72% семян зерновых, 51% семян овощей, 59% молодняка крупного рогатого скота для выращивания и откорма, 48% молодняка птицы, 78% органических удобрений и т.п.

Не менее важным каналом поступления материальных ресурсов являлись сельхозпредприятия общественного сектора (бывшие колхозы и совхозы, а затем
КСП). Они обеспечивали 72% поступлений зерна в хозяйства населения, 57% комбикорма, 38% поросят для выращивания и откорма, 43% используемых средств защиты растений. Правда, это не совсем та взаимосвязь с общественным сектором, которая была раньше. В данном случае крестьяне были вынуждены использовать этот канал для укрепления своей материальной базы, поскольку
75-90% поступлений от сельхозпредприятий получены в виде натуральной формы заработной платы.

В большинстве случаев общественные хозяйства выполняли механизированные работы (вспашку, культивацию), оказывали ветеринарные услуги в счет зарплаты, поскольку дожидаться ее выплаты в денежной форме пришлось бы неопределенное время.

В некоторых случаях практиковалось кооперирование ХН с сельхозпредприятиями, которые передавали убыточный скот для выращивания и откорма в крестьянские дворы, поставляли им необходимые корма, оказывали другие услуги, а произведенную продукцию делили по ранее оговоренному соглашению. По такой "договоренности" в хозяйства населения поступило 11% зерна от общего объема его поступлений из общественного сектора.

Вместе с тем, проведенные исследования позволили выявить ряд проблем, с которыми сталкиваются владельцы ХН. По данным опроса, 40% крестьян хотели бы увеличить размер своего земельного участка, 72% - не откажутся от помощи с получением материально-технических ресурсов, 54% - согласны взять кредит при льготных процентных ставках. И помощь частным производителям в этих направлениях активизировала бы их деятельность.

Большие надежды крестьяне возлагают на развитие местной перерабатывающей промышленности - 74% опрошенных считают это полезным или очень полезным. Таким образом крестьяне рассчитывают приблизить рынок сбыта произведенной продукции. Между тем, 41% респондентов не откажется от помощи со сбытом продукции.

С целью стабилизации и наращивания объемов производства необходимо создавать на селе рыночные структуры для обеспечения населения необходимыми ресурсами, закупок произведенной ими продукции, оказания соответствующих услуг (механизированных, ветеринарных) и т.п. Местные органы управления сельского хозяйства вместе с представителями сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий, организаций потребкооперации должны решать эти вопросы индивидуально в каждом регионе.

Закупку молока в ХН целесообразно осуществлять предприятиям молочной промышленности, которые устанавливают в различных местах молокоприемные пункты, согласовывают условия закупок и порядок расчетов с населением.
Крестьяне заинтересованы в существовании на селе организаций, которые осуществляют закупку продукции по "разумным" ценам и без задержки выплаты.
Для закупки КРС и свиней в ХН необходимо организовывать аукционные торги, как это делают, к примеру, в США и Англии. Из-за несовершенства действующих стандартов на живой скот как раз аукционная торговля может быть наиболее приемлемой для заключения "справедливых" соглашений между производителями и покупателями. Конкурентная среда, возможность демонстрации товара обеспечат установление под влиянием спроса и предложения реальной рыночной цены.

Кроме того, необходимо также создавать мобильные группы от предприятий мясной промышленности, организаций потребительской кооперации, которые собственным транспортом в указанное время осуществляли бы прием и вывоз скота по ценам, определенным на аукционе. В договорных соглашениях, по возможности, предусматривать авансирование средств на закупку кормов и иных необходимых ресурсов.

Очевидно также, что развитие малых перерабатывающих предприятий на селе, улучшение транспортного сообщения между сельскими и городскими населенными пунктами, развитие транспортного бизнеса стимулировало бы расширение деятельности хозяйств населения.

Несмотря на нехватку денег, сельские жители все же умудряются каким-то образом приобретать более дорогие и соответственно более качественные материальные ресурсы. Так, 48% общего объема поступлений молодняка свиней,
32% молодняка птицы, 45% семян овощей, 35% средств защиты растений покупалось на рынке или у частных лиц. Цены по этим каналам, как правило, превышали цены сельхозпредприятий.

Но в целом, недостаточно развитая материально-техническая база ХН более всего сдерживает их развитие. Акцентируется внимание и на ограниченности кормовой базы - недостатке концкормов, отсутствии сенокосов и пастбищ для выпаса скота и заготовок сена.

Большинство владельцев ХН отмечают, что на селе отсутствуют организации, закупающие сельхозпродукцию у населения. Если такие существуют, то крестьян не устраивают цены и порядок оплаты. Мелкооптовые посредники также занимаются бартерными операциями (например, картофель у населения обменивали на иной товар). Обменным эквивалентом выступали: бахчевые культуры, подсолнечное масло, томатная паста, крупа, селедка, промтовары (мыло, стиральный порошок), агрохимикаты. Как правило, при таких соглашениях расчетная цена картофеля была ниже рыночной. Тем не менее, 13% респондентов осуществляли такие бартерные операции.

Знание рыночной конъюнктуры, налаженные коммерческие связи - это преимущество мелкооптовых посредников по сравнению с владельцами ХН, которые самостоятельно сбывают мясные туши. Побаиваясь быть недопущенными к продовольственным рынкам постоянными поставщиками мяса, частники перемещаются на "стихийные рынки", организованные в подземных переходах, на обочине дорог.

5. Экономические и экологические аспекты деятельности ХН.

Кризисная ситуация в экономике и снижение производства продовольственных товаров привели к обострению эколого-экономических проблем, в том числе снижению качества жизни• населения. Значительное снижение уровня потребления основных продуктов питания привело к тому, что среднесуточное потребление белков составило 61 гр. при норме 91 гр., жиров
77 гр. против 111 гр., а общая питательная ценность рациона снизилась почти на 1000 калорий. По оценкам Минсельхозпрода России, около 40 % населения испытывает белково-калорийную недостаточность. Потребность населения в продовольственных товарах отечественного производства удовлетворяется в среднем на уровне 50-60%. Фактически при современном состоянии АПК, Россия утрачивает продовольственную независимость.

Одним из показателей уровня социально-экономического развития стран, установленных ООН, является доля населения, живущего на пороге бедности. В
России этот показатель почти в 4 раза превышает критический уровень, установленный ООН. В последние годы Россия по уровню питания• населения переместилась с седьмого места в мире на сороковое.

Важным аспектом экологической проблемы является качество продуктов питания. Качество пищевых продуктов и продовольственного сырья относят к основным факторам, определяющим состояние здоровья населения страны.
Известно, что нерациональное использование химических удобрений и пестицидов в сельскохозяйственном производстве России приводит к избыточному накоплению нитратов и тяжелых металлов в продуктах питания. По данным выборочного обследования, до 15 % молочной продукции и более 12% мясной продукции имеют высокий уровень загрязнения токсичными химическим элементами и микроорганизмами. Использование в животноводстве экологически несовершенных технологий и антибиотиков в качестве кормовых добавок приводит к тому, что они обнаруживаются в 25% продукции животноводства.
Проблема безопасности продовольствия• обострилась в связи с демонополизацией пищевой промышленности, значительным увеличением импорта продовольствия и снижением контроля за его качеством.

Необходимо отметить, что реализуя товарную часть произведенной продукции, владельцы ХН существенно влияют на конъюнктуру продовольственного рынка и, в частности, на уровень рыночных цен. По сути, в последнее время именно частный сектор формирует рыночные цены на продовольствие со стороны предложения. И вместе с тем, несмотря на возрастающую роль ХН в насыщении внутреннего рынка продукцией, информация о развитии этих хозяйств до настоящего времени практически не собирается и не систематизируется. Создалась парадоксальная ситуация - производитель, который обеспечивает общество большей половиной продовольственных товаров, остается в тени.

Благодаря хозяйствам населения сохраняется разнообразие природного генофонда животных и растений, воспроизводить который не может себе позволить крупное хозяйство. В процессе специализации и повышения товарности производства крупные хозяйства сокращают количество выращиваемых пород животных и сортов растений.

Хозяйства населения являются поставщиками высококачественной, экологически чистой продукции.

6. Кооперирование хозяйств населения.

Важное значение для дальнейшего развития хозяйств населения приобретает их кооперация. Она может осуществляться в различных формах и масштабах.
Основной ее формой, очевидно, будет кооперация в целях снабжения и сбыта, совместного использования производственных помещений и техники.

Кооперация личных подсобных хозяйств, в отличие от потребительских кооперативов (товариществ) садоводов и огородников, делает в России только первые шаги.

Традиционные отношения односторонней помощи• ХН со стороны сельскохозяйственных предприятий в настоящее время все более превращаются в рыночные, партнерские связи на коммерческой основе. Тем не менее владельцы семейных подворий, работающие на сельхозпредприятиях, и сейчас склонны рассматривать эти предприятия как своеобразную инфраструктуру своего приусадебного хозяйства.

Для некоторых разваливающихся предприятий, в которых производство сократилось в несколько раз и почти вырезан скот (а таких уже немало), предлагается программа поддержки производства, в соответствии с которой общественное хозяйство должно заниматься производством кормовых культур для
ХН и организовывать сбыт продукции, а ХН должны выращивать и откармливать скот.

В России имеются чрезвычайно широкие возможности для развития местных промыслов и сельской промышленности, остающиеся неиспользованными после многолетнего запрещения колхозам и совхозам заниматься производственной деятельностью, не связанной с сельским хозяйством, и ликвидации в 50-х годах промысловой кооперации.

Развитие сельских промыслов, возрождение промысловой кооперации, открытие филиалов городских предприятий, организация общественных работ на селе и сельского туризма, могли бы существенно повысить занятость сельского населения в условиях ликвидации и реорганизации сельскохозяйственных предприятий, влекущих за собой сокращение числа занятых. Восстановление промысловой кооперации, например, особенно важно для сельского населения, не занятого в зимнее время и межсезонье и проживающего в местности, богатой сырьем, необходимым для развития промысла.

Безусловно, развитие крестьянской кооперации должно быть поддержано организационными и экономическими мерами со стороны федеральных и местных органов власти.

За кооперирование личных подворий высказалось 22% опрошенных владельцев
НХ, из них 42% желают совместно возделывать сельхозкультуры, 18% - вести животноводство; 22%- реализовывать продукцию; 18% владельцев желают кооперироваться для переработки сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что развитие малых перерабатывающих предприятий на селе, улучшение транспортного сообщения между сельскими и городскими населенными пунктами, развитие транспортного бизнеса стимулировало бы расширение деятельности личных подсобных хозяйств населения.

7. Необходимость поддержки ХН.

В условиях реформирования аграрного сектора экономики ХН оказались более жизнеспособными, нежели хозяйства общественного сектора, что обусловлено рядом причин.

Во-первых: для крестьян ХН - это способ выживания в условиях невыплат заработной платы и безработицы;

во-вторых: хозяйства населения оказались менее зависимыми от удорожания энергоносителей, горючего и других материальных ресурсов, поскольку все свои технологические процессы обеспечивают за счет ручного труда;

в-третьих: ХН функционируют в иной экономической среде = не осуществляют отчислений в спецфонды, не платят НДС, реализуют продукцию по розничным или приближенным к ним ценам;

в-четвертых: частные производители используют корма общественного сектора, больше придерживаются технологии выращивания животных, что обеспечивает их производительность в 2-3 раза выше, чем в общественном секторе.

Значение ведения личных подсобных хозяйств, обработки садово-огородных участков, занятий любительским животноводством, пчеловодством, звероводством и т. п. не сводится лишь к удовлетворению потребностей населения в продуктах питания. Оно шире, и включает в себя выполнение важных социальных функций. В хозяйствах молодежь приобретает первые навыки сельскохозяйственного труда и приучается к его ведению. Таким категориям граждан, как женщины-домохозяйки, инвалиды, пенсионеры и лица с ограниченной трудоспособностью или ограниченными возможностями трудоустройства в хозяйствах обеспечивается занятость. В садоводческих товариществах существуют условия для смены деятельности и активного отдыха граждан.

Возрастает роль личных подсобных хозяйств в обеспечении занятости сельского населения. Причем происходит это в условиях роста сельской безработицы. Существенной особенностью формирования рынка труда является наметившийся отход от традиционной патерналистской роли государства по отношению к вынужденно незанятым и развитие форм так называемой активной политики занятости. Суть ее заключается в создании условий, при которых у безработных появляются возможности для самостоятельного решения своих проблем. Такая политика ведется и в аграрном секторе России. Например, правительством Ярославской области принято постановление, согласно которому любому ставшему безработным жителю села выделяется до гектара земли и молодняк скота и птицы на сумму причитающегося годового пособия по безработице. Предоставляется по лизингу в долговременную аренду сельхозтехника и инвентарь. В течение трех лет эти граждане освобождаются от налогов и лицензионных сборов.

В России имеются чрезвычайно широкие возможности для развития сельской промышленности и инвестирование в эту отрасль несомненно будет иметь успех.
Безусловно, развитие хозяйств и крестьянской кооперации должно быть поддержано организационными и экономическими мерами со стороны федеральных и местных органов власти.

8. Литература

1. Роль хозяйств населения в российском аграрном секторе и их кооперация.

Гелий Шмелев, член-корр. РАН, РАСХН, профессор, главный научный сотрудник ВИАПИ Москва.

2. Л. И. Раковецкая. Региональные особенности проведения аграрной реформы в России и формирование продовольственного рынка // Вест. Моск. унив.

Сер. География. 1996.

3. Экономические и экологические проблемы аграрной реформы в России. Л.

И. Раковецкая.

4. Н. Комов. Управление земельными ресурсами России. М.: РУССЛИТ, 1996.

5. Сельское хозяйство держится на индивидуалах. Любовь Попова, кандидат экономических наук, Институт аграрной экономики.

6. Сельское хозяйство России: Статистический сборник Госкомстата России.

М., 2000.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать