Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку

играет также взаимодействие их личностей, складывающиеся между ними

взаимопонимание, которое по определению В.А.Кан-Калика, являетсы основой

содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей профессиональной

подготовки учителя, его умения методически, целесообразно планировать свои

действия эффект обучения может быть минимальным из-за не складывающихся

между ним и учениками отношений.

По мнению В.А.Кан-Калика результатом взаимодействия учителя и

учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили

педагогического обучения: общение на основе увлечённости совместной

творческой деятельностью, общение – дистанция; общение – устрашение;

общение – заигрывание (1,13).

Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя

захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать

свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в

форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе организации

учебного процесса у такого учителя лежат «авторитарно-императивные

принципы» (определение Ш.А.Амоношвили), а девизом его деятельности

становятся слова «делай так как я тебе говорю!» В этом случае

взаимодействие Учителя и учеников представляет собой по сути дела простой

взаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как правило, в

роли формального организатора учебного процесса. Внешний порядок и

дисциплина являются, как правило, следствием строгой проверки и контроля

учащихся со стороны учителя. Всё это создаёт напряжённость во

взаимоотношениях между обучаемыми и обучающим, нередко приводит к

конфликтам меду ними, вызывает взаимную неприязнь. (6,21).

Лишь в условиях совместной творческой деятельности Учителя и

учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях

личного взаимодействия), складывается между ними отношения партнёрства,

которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых,

в согласованности их речевых поступков. Именно такое сотрудничество имел

ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: «...учение мыслится как совместное

исследование ... совместное прохождение того пути открытия и исследования,

которое к нм приводит.»

В условиях соактивности основными орудиями учителя становятся

просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание. Учитель

акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте деятельности,

раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего).

Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная

увлечённость коммуникативно-познавательной деятельностью, живое общение

учителя с детьми. Ведущим девизом их совместной деятельности является

лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то благодаря

благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает страха сделать

языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя раскованно и свободно.

Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на

функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и

ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития.

Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и

осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическое

использование иностранного языка: в совместном оформлении стендовых газет,

в подготовке групповых и межгрупповых мероприятий на изучаемом языке.

(З.Н.Никитенко).

Вывод: Взаимодействие – согласованная деятельность по

достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой

для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает

связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания

педагогической значимости взаимодействия, в которых и через которые

раскрывается вся сложная система способностей – предметно-практических и

душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации

саморазвития и самоактуализации подростка. Его дополнительный эффект –

межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке

(15,84).

§3. Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного

языка.

Опыт передовой практики обучения иностранного языка показывает,

что эффективность урока иностранного языка обуславливается, прежде всего

способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых

ученики осваивают язык как средство общения. Говоря о педагогическом,

учебном сотрудничестве вообще, следует иметь в виду наличие в трех тех

основных факторов взаимодействия учителя и ученика, взаимодействие учеников

друг с другом в совместной учебной деятельности и взаимодействие учителей в

системе межпредметных связей.

Идеология обучения в сотрудничества была детально разработана

тремя группами американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона

Хопкинса; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном из университета штата Миннесота;

группой Э.Аронсона из университета штата Калифорния. Основная идея этой

технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности

учащихся в разных учебных ситуациях.

Ученики разные: одни быстро «схватывают» все объяснения

учителя, легко овладевают лексический материал, коммуникативными умениями;

другим требуется не только значительно больше времени на осмысление

материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как

правило стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не

осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно

вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4

человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика

группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый

отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет ученика

равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому

слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а

сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую

очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале (заодно и

сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание

вопроса). Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Такова

общая идея обучения в сотрудничестве (8,5-6).

Урок иностранного языка для организации межличностного общения

учеников друг с другом имеет преимущество перед другими ведущими

предметами.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и

интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что-

то выполнять вместе – вот, что составляет суть данного подхода.

Учитель может разнообразить творческим подходом применительно к своим

ученикам, но при одном условии - четком соблюдении основных принципов

обучения в сотрудничестве. Собрал и подробно изложил эти принципы в своей

статье Е.С.Полат. Перечислим их:

. Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом

психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны

быть сильный, средний и слабый ученик, девочки и мальчики. Если

группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет

необходимости менять её состав. Если работа по каким-то причинам не

очень клеется, состав группы можно менять от урока к уроку.

. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается

распределение ролей между членами группы (роли обычно распределяются

самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать

рекомендации).

. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка

ставится одна на всю группу); оцениваются не столько знания, сколько

усилия учащихся. Если при работе в группе будут оцениваться реальные

результаты каждого, то никто не захочет работать вместе со слабым

учеником, да и он скоро закомплексует.

. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитываться за

задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (это касается

главным образом лингвистических, грамматических, лексических знаний).

Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы

группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута,

ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение

материалом каждым учеником группы (8,6-7).

В обычном случае на уроках иностранного языка сотрудничество

детей проявляется в основном при обучении диалогической речи. И даже в этих

ситуациях диалога на уроке можно наблюдать картину, когда, обращаясь к

партнёру по диалогу, ученик смотрит на учителя и фактически реплики

обращены к нему. Высказывая своё мнение о действиях одноклассника, ученики

говорят: «Он сказал ...» и почти никогда «Ты, Саша, сказал ...».

Эти явления имеют психологическое объяснение. К началу обучения

иностранному языку дети вступают в возраст, при котором общение со

сверстниками становится в6едущей деятельностью, определяющей основную

направленность личности. Основные интересы детей этого возраста лежат в

сфере общения со сверстниками. (9,59) Поэтому, начиная обучение

иностранному языку, следует иметь в виду, что детей надо учить не только

средствам и способам иностранного общения, но и культура общения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать