Буддизм

не сделано, и большая часть исследователей склонна думать, что Будда жил

приблизительно в конце VI - начале V века до н. э., то есть приблизительно

2500 лет назад

Родился Сиддхартха на севере Индии, в Лумбини (сейчас эта территория

принадлежит Непалу), и происходил из рода Шакьев, который входил в одно из

арийских племен, перекочевавших сюда, возможно, откуда-то из степей

Причерноморья. То есть Будда был почти что нашим земляком. Это справедливо,

впрочем, и по отношению ко всему индо-арийскому населению Индии - в

классическом языке Древней Индии, санскрите, огромное колличество корней

родственны русским, что можно уже видеть по слову "Будда", с его корнем

"буд"- будить.

Согласно традиции, родился Сиддхартха в семье царя Шакьев, почему его

часто называют Шакьямуни - "мудрец из Шакьев". Археологические изыскания

показали, правда, что государство Шакьев имело демократическое устройство и

не имело "царей", но, как мы знаем, разница между избранным и

наследственным главой государства не так уж существенна. Мать Сиддхартхи

звали Махамайя, она умерла вскоре после родов. "После" не значит "по

причине": в житиях Будды говорится, что роды у Махамайи были

безболезненными и чудесными - мальчик вышел из левого бока матери, которая

в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сразу

сделал семь шагов вперед и провозгласил, что уже в этом рождении станет

Буддой.

Впрочем, была альтернатива. Мальчик был наделен 32 "признаками великого

человека", что предвещало великое будущее, но необязательно религиозное.

Такой мальчик мог стать и вселенским правителем - "чакравартином", что для

родителей казалось гораздо приятнее и престижнее. Поэтому неудивительно,

что отец Сиддхартхи, Шуддходана, избрал вполне определенный способ

воспитания сына: дабы не наталкивать его на невеселые размышления о смысле

жизни, царь создал для мальчика беззаботную атмосферу, исполненную

всяческих радостей: играть во дворец с царевичем приходили только самые

талантливые сверстники, в кругу которых Сиддхартха получил прекрасное

образование и освоил воинские искусства, во всем первенствуя среди

товарищей. Когда он повзрослел, забавы его дополнились наслаждениями с

множеством прекрасных дев, одна из которых, Гопа, стала его любимой женой и

родила ему сына. И все это время юноша не видел ничего неприятного: во

дворец не допускались даже тени бед человеческих, а из дворцового сада

Сиддхартху не выпускали. И все же в душе царевича что-то зрело, манило за

пределы прекрасной тюрьмы чувственных удовольствий. Не случайно, услышав о

рождении своего первенца, Сиддхартха задумчиво промолвил: "Родилось

препятствие." "Препятствие", создавшее новую сильную связь с мирским, -

стало именем его сына, но и оно не смогло удержать царевича от устремления

к духовному поиску.

И вот однажды духовные склонности Сиддхартхи получили решающий толчок.

Впервые выехав, наконец, за пределы дворцового сада, он встретил больного,

старика и труп, который везли на кладбище. Возничий объяснил Сиддхартхе,

пораженному изможденным видом больного и отвратительной немощью старика,

что такая участь - болезнь, старость и смерть - ждет всех существ и не было

еще никого, кто бы не болел, не старился и в конце концов не умер.

Потрясенный такой перспективой, о существовании которой он не ведал,

царевич преисполнился ужаса и спросил возницу - можно ли спастись от

болезни, старости и смерти. В ответ возница указал на собирающего подаяние

монаха: "Такие люди ищут спасения от страданий сансары - нашего круговорота

рождений и смертей."

Возжелав отказаться от мирской жизни, Бодхисаттва тот, кто готовится стать

Буддой, обратился к отцу за разрешением уйти из дворца. Царь ответил: "Я

дам тебе все, что ты можешь пожелать, если только ты останешься."

Бодхисаттва сказал: "Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие." "Я не

имею силы дать тебе это", - ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком

ушел из дворца, обрезал волосы в знак отречения от мира и присоединился к

странствующим монахам. Тогда ему было 29 лет.

Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана

Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному

созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому,

к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300

учеников, которых он обучал медитации сферы ничто. После недолгой

тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в сферу ничто

и спросил учителя: "Вы достигли только этой ступени сосредоточения?" "Да, -

ответил Арада, - теперь, что знаю я, знаешь ты." Тогда Бодхисаттва подумал:

"Значит, нужно искать чего-то более действенного и ушел в Центральную

Индию. Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего

700 учеников сосредоточению ума в сфере ни сознания и ни не-сознания, и

стал учиться у него. Вскоре, достигнув сферы ни сознания и ни не-сознания,

Бодхисаттва, поговорив с Удракой, как и с Арадой, оставил его, сказав себе:

"Нет, это тоже не ведет к нирване!" Пять из учеников Удраки последовали за

ним.

Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил предаться истинному

аскетизму самостоятельно.

Пребывая на протяжении шести лет в глубоком сосредоточении, Сиддхартха все

это время ел не больше трех зерен в день и сильно ослаб. Почувствовав, что

для продолжения духовного подвига необходимо подкрепиться, он пошел вдоль

реки в сторону Бодхгаи и встретил там крестьянскую девушку Суджату, которая

поднесла ему чашу простокваши или молока с медом и рисом. Пять учеников

Бодхисаттвы, увидев, что он вернулся к нормальной пище, потеряли веру в

него и, покинув Сиддхартху, ушли в сторону Варанаси. Он же помылся, постриг

волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив силы

пищей, перешел речку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор

древом Бодхи (Пробуждения).

Потомок того самого дерева, и сейчас стоит на этом месте, рядом же построен

храм Бодхнатх - в честь Пробуждения Будды. Подстелив под себя охапку травы,

он сел лицом к востоку и поклялся не уходить из-под дерева, пока не

достигнет Пробуждения.

И тут начались последние испытания. Мара, владыка зла, попытался сделать

все, чтобы не допустить решающего достижения. Он насылал Бодхисаттве

видения страшных войск и чудовищ, пытался соблазнить его своими прелестными

дочерьми, но все напрасно - Бодхисаттва остался непоколебим. Победив Мару,

он погрузился в глубокое созерцание и, пройдя все четыре уровня транса, уже

перед восходом солнца постиг до конца взаимозависимость всего сущего и

Четыре Истины о страдании. Это было наивысшее Пробуждение Будды.

Что же понял Будда под деревом Бодхи? Принципы реальности, постигнутые им,

оказались достаточно сложны, и вначале он колебался, стоит ли вообще

пробовать кому-либо их объяснить. Но все же решился изложить это своим

бывшим пяти ученикам поскольку оба его учителя к тому времени скончались.

Для этого он отправился в Варанаси, где те продолжали предаваться аскезе.

Пятеро аскетов договорились было не выказать должной вежливости по

отношению к своему бывшему наставнику, который, как они полагали, нарушил

аскетические обеты, но не смогли противиться исходящему от него величию и

почтительно приветствовали Будду. Ночью он поведал им своё Учение.

В возрасте 80 лет Будда умер, как утверждает традиция, в местечке

Кушинагара. Тело его было сожжено в соответствии с обычаями населения

Индии, а прах поделен между восемью его последователями, шесть из которых

были посланы монашескими общинами. Все получившие прах захоронили его и

воздвигли каждый над своей частью надгробную пирамиду (ступу). Культ ступ в

разных архитектурных вариантах до сих пор распространен во всех странах

буддийского мира. Кроме того, как гласит легенда, один из учеников Будды

сумел выхватить из огня погребального костра один из его зубов. Со временем

зуб также стал объектом культа: им очень дорожили, во время войн перевозили

в целях безопасности из страны в страну. В конце концов он обрел постоянное

место пребывания на Шри-Ланке в городе Канди, в его честь построен

специальный храм Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые торжества.

Описания этих праздников встречаются в литературе, начиная с V в. нашей

эры. Можно сказать, что по сути своей они мало изменились за прошедшие с

тех пор 15 столетий. На сегодняшний день это главная реликвия буддизма

ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Буддизм — это религиозная система практики и доктрина, созданная на основе

древних религиозно-философских учений Индии, краеугольным камнем которых

является вера в перевоплощение. Основная идея буддизма, заключающаяся в

утверждении, что "жизнь есть страдание" и "существует путь к спасению", не

противопоставляет буддизм другим религиозным системам. Общеизвестно, что

человек — существо социальное. Канонический буддизм рассматривает человека

как обособленный мир в себе, себя порождающий и себя же уничтожающий или

спасающий. Чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с сущностью

буддизма, которая излагается в четырех истинах, открытых и сформулированных

Буддой в своей первой проповеди.

Первая истина — "существует страдание". Его непременно и обязательно

испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь — страдание. Рождение

есть страдание, расстройство здоровья — страдание, болезнь — страдание,

смерть — страдание. Соприкосновение с неприятным — страдание. Разлука с

приятным страдание. Необладание желанным также ведет к страданию. Основным

законом мироздания является закон зависимого происхождения, по которому ни

одно явление не возникает без соответствующей причины. Однако, исходя из

этого закона, установить первопричину любого явления или действия

невозможно. Поэтому буддизм рассматривает и принимает существующий мир

таким, каков он есть. И эта предопределенность социального порядка не может

быть изменена усилиями людей.

В то же время буддизм утверждает, что основу всех вещей и явлений, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать