Графический дизайн в современной России

Графический дизайн в современной России

Введение

Прежде всего, хочется отметить, что слово "дизайн" имеет неоднозначную

трактовку. Основные переводы с английского включают: план, проект, чертеж,

узор, умысел, намерение. То есть дизайнер, с одной стороны, конструктор

(особенно в области промдизайна), с другой - оформитель, а если смотреть

глобально - человек, определяющий идеологию предмета, над которым он

работает (независимо от того, веб-сайт ли это, танк или визитная карточка).

Но так эта наука называется сегодня. До того это можно было назвать

преддизайн, искусство эпох предметных фетишей, тотемодизайн, мифодизайн,

теодизайн. И развивалось все это согласно тому времени, той духовной и

материальной культуре. Дизайн - одно емкое понятие, а включает в себя в

нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн,

единичный арт-дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн,

промышленный дизайн, Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн,

исторический футуро-дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн,

коммерческий рекламный дизайн, информационный и программный дизайн, научный

сайнс-дизайн, текстовый дизайн... Не буду оригинальным, если скажу, что

дизайнер обязан быть мастером во всех областях своей профессии. Корни

дизайна уходят к началу XIX века, в эпоху появления массового машинного

производства и разделения труда. До промышленной революции в труде

ремесленника дизайн непосредственно сочетался с изготовлением изделия.

История развития художественного конструирования берет начало с середины 19

в.

Исторические этапы формообразования:

Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна: ручной

труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное

производство, учитывались все потребности человека к вещи: полезность,

функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая

целесообразность. Производством бытовых вещей издавна занимались

ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает

одну и ту же вещь из одного и того же материала. Вещи получались

индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в

малом количестве (сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы

кустаря: социологический, инженерный, эргономический, эстетический,

экономический, экологический.

Индустриальное машинное производство (конец 18 века начало 20 века):

производство создало "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века

индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с

помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма

примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции

занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид.

Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного

производства, предварительно изучив технологию современного производства и

свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними

придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором

времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков,

инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. 1785г. в Англии

начинает развиваться индустриальное машинное производство - специализация,

узкопрофессиональный подход, разделение труда, потоковость.

Этап Дизайна (с начала XX века): этот этап соединил достоинства предыдущих

двух этапов :) Дизайнер работает на промышленном производстве, использует

различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством

и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не

оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер

- существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан

наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде

обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное

дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для

кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан

сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы,

материала, суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов

предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что же должен знать

дизайнер (художник -конструктор) создавая вещь. Быт, этнографию,

демографическую ситуацию, социологию быта (чтобы понять кто, когда, как и

до каких пор будет пользоваться вещью, рождающейся сегодня), психологию,

физиологию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства

материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнеры

знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает

это на подсознательном уровне. Проблема цвета, например, уходит в глубины

психологии. В зеленых комнатах почему-то простужаются, а ящик , окрашенный

в желтый цвет легче поднять, чем серый ящик того же веса. Это уже

колористика - наука о цвете. Практика показывает: там, где ценится работа

дизайнера и выполняются его рекомендации, продукция отличается высоким

качеством.

История развития дизайна в России

[pic]

Наиболее сильной стороной отечественного дизайна была и остается эстетика,

что объясняется двумя принципиальными моментами: особенностями появления

дизайна в России и спецификой развития государства в XX веке.

В отличие от зарубежного дизайна, который возник из потребности

промышленности каким-либо образом стимулировать сбыт товаров, русский

дизайн вышел из беспредметного искусства в основном через творчество

производственников и конструктивистов. Художники и теоретики этих

направлений дали толчок к его возникновению. Идя по стопам Сезанна,

кубистов, они осознали необходимость определения базовых составляющих

произведения искусства, с помощью которых можно передать зрителю любую

чувственную информацию. Они искали универсальные элементы художественной

формы, протестуя против традиционного реалистического изображения объектов

действительности. Таким образом, художники пришли к противопоставлению

конструкции как воплощения истинной сущности предметов и композиции как

привнесенной извне формы, искусственно надетой на уже существующее. Именно

стремление сделать "конструктивную структуру" основой формообразования

объединило в общем движении художников некогда различных направлений.

Hа первом этапе развития (1917-1922) дизайн формировался на стыке

производства и агитационно-массового искусства. Основным объектом стало

художественное оформление новых форм общественной активности масс:

политических шествий и уличных празднеств. Оригинальная конфигурация и

устройство трибун, агитационных и театральных установок, киосков доказали

обоснованность переноса акцентов с разработки новых стилистических приемов

на художественно-конструкторские проблемы. Hаиболее интенсивно развивается

графический дизайн, что проявляется в принципиально новом подходе к

созданию плаката, рекламы, книжной продукции.

Hеобходимо отметить немаловажную роль театра в становлении конструктивизма.

Всеволод Мейерхольд предоставил сцену для реализации данной концепции на

практике. Hа первый план выходит материальная сторона художественного

творчества, которое трактуется как сознательная и целесообразная

организация элементов произведения, как изобретательство. Конструктивизм

переориентировал представителей беспредметного искусства на социальную

целесообразность творчества. В качестве основателей конструктивизма, чье

творчество имело принципиальное значение для дальнейшего развития дизайна,

можно назвать В. Маяковского, В. Татлина, О. Брика, В. Кушнера, позднее -

Б. Арбатова, А. Веснина, В. и Г. Стенбергов, А. Гана, А. Лавинского, Вс.

Мейерхольда, А. Родченко, В. Степанову, Л. Попову. Их центром стал

созданный в 1919 году Совет мастеров, а позднее - ИHХУК и, главным образом,

Рабочая группа конструктивистов ИHХУКа (А. Родченко, братья Стенберги, К.

Медуницкий, К. Йогансон).

Преобладание в социальном заказе на дизайн элементов агитационно-массового

искусства предопределило активное участие в движении "от изображения к

конструкции" прежде всего художников и их профессиональных организаций.

Однако признание новой концепции формообразования пришло лишь в 1921 году,

когда произошли определенные изменения в экономической ситуации. Так

совпало, что именно этот год характеризуется наиболее активными и

плодотворными пространственными экспериментами конструктивистов. Прежде

всего необходимо отметить деятельность первых "красных художников"

(выпускников ппервых ГСХМ - Государственных свободных художественных

мастерских), организовавших Общество молодых художников ков (Обмоху, 1919-

1923). Оригинальные конструкции и теоретические манифесты К. Йогансона,

братьев Стенбергов и К. Медуницкого подробно разобраны в книге С. О. Хан-

Магометов "Пионеры советского дизайна" (М., 1995). Конструктивизм перерос

производственное искусство, утвердив собственную эстетику и самостоятельные

цели. Основным "противником", полемика с которым не ослабевала, остается

супрематизм, основателем и идейным вдохновителем которого был Казимир

Малевич.

Второй этап развития дизайна в России (1923-1932) можно считать временем

становления его профессиональной модели. Россия становится одним из

важнейших центров формирования дизайна. Происходит становление школы

профессиональной подготовки дипломированных дизайнеров - производственных

факультетов ВХУТЕМАСа.

Дизайн переориентируется на решение практических задач: разработку бытового

оборудования для жилищ, обстановки рабочих клубов, общественных

интерьеров... Производственный заказ пока не играет определяющей роли, и

активной стороной остается сам дизайн, сохранивший энтузиазм

изобретательства. Основная цель - организация предметной среды с учетом

общих процессов в сферах труда, быта и культуры.

В этот период формируются оригинальные творческие концепции дизайна,

определившие его дальнейшее развитие. Более подробно о них можно узнать из

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать