Искусство арабских народов

Искусство арабских народов

Московский Государственный Авиационный Институт

Реферат

по теме:

"Искусство арабских народов”

Написал: студент гр. 04-501

Лебедев А.Г.

Проверил: Комаров В.П.

Москва 1996

1 ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры

человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток

грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой

цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке,

Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной

Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских

княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом

вперед в прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов

Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в

области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения

античности.

В исторической науке верное представление об арабской культуре было

выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих

буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во

всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших

ислам, существовала единая «арабская» культура. Такое понимание арабской

культуры, некритически следующее средневековой мусульманской традиции,

ведет к отрицанию самостоятельности развития культуры иранцев,

азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху

средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в

халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные культуры,

которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в развитие

средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего

Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их

культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.

Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой

древности. Античные географы называли южную, земледельческую Аравию

«счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали

богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское. В первом тысячелетии

до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой «каменистой

Аравии») возникло государство набатеев. Процветание этих царств

определялось выгодным экономическим положением на мировых путях сообщения и

обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азией и Индией.

Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще

далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур

рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных

крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и

прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встречаются

изображения людей, животных и орнаменты.

Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники,

занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и

сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и

политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией,

создали условия для возникновения средневекового арабского государства.

Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой

новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом

пребывания основателя ислама и главы арабского государства — пророка

Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства —

халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.

В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и

Иран. В 661 году Муавия — арабский наместник в Сирии — захватил власть и

положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце

VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория,

включавшая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе,

Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке.

Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в

некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже

первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуатировала

крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и

успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба

широких народных масс с феодальным гнетом выливалась в мощные восстания и

часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX—Х веках

социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные

государства.

Вместе с тем пробужденные освободительной и классовой борьбой

творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому

подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет

продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не

существовало.

В арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне

общественного развития, обладавшие различными культурными и художественными

традициями. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем

Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных

явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не

распространение религии — ислама — лежат в основе единства, которое имеет

место и в средневековой культуре арабских стран.

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с

высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский

язык был не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как

латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во

всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого

взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. Художественное

творчество многих народов воплотилось и в знаменитой поэме «Лейла и

Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его

возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре

феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных

произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней

Азии.

Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и

высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего

Востока. В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азербайджанские и

среднеазиатские города были крупнейшими центрами учености, славились своими

библиотеками, школами, университетами и другими просветительными

учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: «Величайшее

украшение человека — знание» или «Чернила ученого столь же достойны

уважения, как кровь мученика». Не удивительно поэтому, что сирийский

писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы

современных франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на

военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей

культуры.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и

других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение

ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение

монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о

созданном богом едином целом имело важное значение для формирования

характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и

отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые

религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию.

Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию.

Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их

художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В

мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались

идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к

познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов

средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное

происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское

знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд

(Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители

средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно

ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой

воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не

выступали открыто с атеистических позиций.

Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно

указывают на запрещение изображать живые существа под страхом религиозной

кары. Несомненно, что с самого возникновения учение ислама содержало

иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране

кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов)

названы «наваждением сатаны». Религиозная традиция решительно отвергала

возможность изображения божества. В мечетях и других культовых зданиях не

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать