Искусство древней Греции

XII-XI вв. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию

первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной

черте, с которой когда-то (в XVII столетии) начиналось становление

микенской цивилизации.

III. КУЛЬТУРА АРХАИЧЕСКОГО ПЕРИОДА[1] (VIII-VI вв.)

ПИСЬМЕННОСТЬ

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VI вв. по праву

считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти

заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма

микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел

твердо установленное фонетическое значение. Если в микенском обществе, как

и в других однотипных обществах эпохи бронзы, искусство письма было

доступно лишь немногим посвященным, входившим в замкнутую касту писцов-

профессионалов, то теперь оно становится общим достоянием всех граждан

полиса,

поскольку каждый из них мог овладеть навыками письма и чтения. В отличие от

слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения

счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления религиозных

текстов, новая система письменности представляла собой поистине

универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом

могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или

философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди

населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи

на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере

приближения к концу архаического периода. Древнейшие из них, например

широко известная теперь эпиграмма на так называемом кубке Нестора с о.

Питекусса, датируется третьей четвертью VIII в., что позволяет отнести

заимствование греками знаков финикийского алфавита либо к первой половине

того же VIII в., либо даже к концу предшествующего IX столетия.

Практически в это же время (вторая половина VIII в.) были созданы и,

скорее всего, тогда же записаны такие выдающиеся образцы монументального

героического эпоса, как "Илиада" и "Одиссея", с которых начинается история

греческой литературы.

ПОЭЗИЯ

Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв.) отличается

чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из

более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос

героический, представленный так называемыми поэмами "Цикла", и эпос

дидактический, представленный двумя поэмами Гесиода: "Труды и дни" и

"Теогония".

Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным

направлением эпохи лирическая

поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров:

элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и

хоровую лирику, или мелику.

Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического

периода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко

выраженную гуманистическую окрашенность. Пристальное внимание поэта к

конкретной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным

психическим особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских

поэмах. "Гомер открыл новый мир - самого Человека. Это и есть то, что

делает его "Илиаду" и "Одиссею" ktema eis aei, произведением навеки, вечной

ценностью" [N.5].

Грандиозная концентрация героических сказаний в "Илиаде" и "Одиссее"

стала основой для дальнейшего эпического творчества. В течение VII и первой

половине VI вв. возник ряд поэм, составленных в стиле гомеровского эпоса и

рассчитанных на то, чтобы сомкнуться с "Иллиадой" и "Одиссеей" и, вместе

сними, образовать единую связную летопись мифологического предания, так

называемый эпический "кикл" (цикл, круг). Античная традиция приписывала

многие из этих поэм "Гомеру" и этим подчеркивала их сюжетную и

стилистическую связь с гомеровским эпосом.[N.4, c.68]

Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий перенос

центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта

тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме

"Труды и дни".

Необычайно сложный, богатый и красочный мир человеческих чувств, мыслей и

переживаний раскрывается перед нами в произведениях следующего за Гесиодом

поколения греческих поэтов, работавших в различных жанрах лирики. Чувства

любви и ненависти, печали и радости, глубокого отчаяния и бодрой

уверенности в

будущем, выраженные с предельной, неслыханной до того времени

откровенностью и прямотой, составляют основное содержание дошедших до нас

от этих поэтов стихотворных фрагментов, к сожалению не столь уж

многочисленных и в большинстве своем очень кратких (нередко всего две-три

строки).

В наиболее откровенной, можно сказать, нарочито подчеркнутой форме

индивидуалистические веяния эпохи воплотились в творчестве такого

замечательного поэта-лирика, как Архилох. Как бы ни понимать его стихи,

ясно одно: индивид, сбросивший тесные узы древней родовой морали, здесь

явно противопоставляет себя коллективу как самодовлеющая свободная

личность, не подвластная ничьим мнениям и никаким законам.

Настроения такого рода должны были восприниматься как социально опасные и

вызывать протест как в среде ревнителей старых аристократических порядков,

так и среди поборников новой полисной идеологии, призывавших сограждан к

умеренности, благоразумию, действенной любви к отечеству и повиновению

законам. Прямым ответом на стихи Архилоха звучат исполненные суровой

решимости строки из "воинственных элегий" спартанского поэта Тиртея:

Славное дело - в передних рядах со врагами сражаясь,

Храброму мужу в бою смерть за отчизну принять.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . .

Гордостью будет служить и для города и для народа

Тот, кто, шагнув широко, в первый продвинется ряд,

И преисполнен упорства, забудет о бегстве позорном,

Жизни своей не щадя и многомощной души.

(фр. 9. Пер. В.В. Латышева).

Если Тиртей делает в своих стихах главный упор на чувство

самопожертвования, готовность воина и гражданина умереть за отечество

(призыв, звучащий весьма актуально в таком государстве, как Спарта, которая

в VII-VI вв. вела почти непрерывные войны со своими соседями), то другой

выдающийся мастер элегического

жанра и вместе с тем прославленный государственный деятель - Солон ставит

на первое место среди всех гражданских добродетелей чувство меры, или

умение во всем соблюдать "золотую середину". В его понимании только

умеренность и благоразумие способны удержать граждан от алчности и

пресыщения богатством, предотвратить порождаемые ими междоусобные распри и

установить в государстве "благозаконие" (евномию).

В то время как одни греческие поэты стремились постичь в своих стихах

сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его

взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее

настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной и

решить загадку ее происхождения. Одним из таких поэтов-мыслителей был

известный нам Гесиод, который в своей поэме "Теогония", или "Происхождение

богов", попробовал представить существующий миропорядок в его, так сказать,

историческом развитии от мрачного и безликого первородного Хаоса к светлому

и гармоничному миру возглавляемых Зевсом богов-олимпийцев.

РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала

духовным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было найти

ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует

ли она вообще. На свой лад этот мучительный вопрос пытались решить

представители двух тесно связанных между собой религиозно-философских

учений - орфиков и пифагорейцев. Как те, так и другие оценивали земную

жизнь человека как сплошную цепь страданий, ниспосланных людям богами за их

грехи. Вместе с тем и орфики, и пифагорейцы верили в бессмертие души,

которая, пройдя длинный ряд перевоплощений, вселяясь в

тела других людей и даже животных, способна очиститься от всей земной

скверны и достичь вечного блаженства. Мысль о том, что тело есть всего лишь

временная "темница" или даже "могила" бессмертной души, оказавшая огромное

влияние на многих более поздних приверженцев философского идеализма и

мистицизма, начиная от Платона и кончая основоположниками христианского

вероучения, впервые возникла именно в лоне орфико-пифагорейской доктрины. В

отличие от орфиков, более близких к широким народным массам и положивших в

основу своего учения лишь несколько переосмысленный и обновленный миф о

умирающем и воскрешающем божестве живой природы Дионисе-Загрее, пифагорейцы

представляли собой замкнутую аристократическую секту, враждебную

демократии. Их мистическое учение носило гораздо более рафинированный

характер, претендуя на возвышенную интеллектуальность. Не случайно, и сам

Пифагор (автор знаменитой теоремы, которая до сих пор носит его имя), и его

ближайшие ученики и последователи были увлечены математическими

вычислениями, отдавая при этом щедрую дань мистическому истолкованию чисел

и их сочетаний.

И орфики, и пифагорейцы пытались исправить и очистить традиционные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать