Культура древней Руси и ее особенности. Реферат. Уникальная Работа.

БЫЛИНЫ.

Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой - это

богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой.

Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнет,

тут и улицы лежат, куда отвернет - с переулками». Одновременно это был

очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней

необходимости. Как правило, носителем такой неуемной силы является выходец

из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной

чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог

обернуться сизым соколом, серым волком. Народная память сохранила образ

богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды, - боярский сын

Добрыня Никитич, представитель духовенства изворотливый Алеша Попович.

Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они

были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них

была защита от лютых врагов.

В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальные

внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в

сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ

половцев с их ханом Тугорканем, борьба с которым заняла целый период в

истории Руси последней четверти XI в. Под именем «Жидовина» выводится

Хазария, государственной религией которой было иудейство. Русские былинные

богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите

Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми

были отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но

все они - и князь и герои в конце концов решали одно общее дело - дело

народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира не обязательно

имеется в виду Владимир I. В этом образе слился обобщенный образ и

Владимира Святославича - воителя против печенегов, и Владимира Мономаха -

защитника Руси от половцев, и облик других князей - смелых, мудрых,

хитрых. А в более древних былинах отразились легендарные времена борьбы

восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого

степь столь щедро посылала на завоевание восточнославянских земель. Это

были старые богатыри совсем древних времен, и былины, повествующие о них,

сродни эпосу Гомера, древнему эпосу других европейских и индоевропейских

народов.

Архитектура.

Есть такое выражение «архитектура - это душа народа, воплощенная в камне».

Это относится и к Руси, но с небольшой поправкой. Русь долгие годы была

страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости,

терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего

как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие

строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений

с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к

Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.

К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но

архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных

сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной

архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их

башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов,

сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным

украшением русских деревянных строений.

Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая

Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира

Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит

знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже.

МАТЕРИАЛ.

Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них

плинфы (большого плоского кирпича). Раствор, соединяющий ряды плинфы,

представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа

и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов

нарядно-полосатыми.

Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева

Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались

все-таки из кирпича. Новгородский камень «серый плитняк» - природный

грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены.

Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого

известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные

прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот

почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил широкое

распространение, так как был дешевле и доступнее камня.

Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый

строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по

образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя

столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству

прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец

греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а

также работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской

деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если

первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были

выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими

традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и

византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены

тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского

собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при

Ярославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этим

храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне -

константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в

других крупных центрах Руси - Новгороде, Полоцке, и каждый из них

претендовал на свой, независимый от Киева престиж, как и Чернигов, где был

сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были

построены многокупольные храмы с толстым и стенами, маленькими оконцами -

свидетельства мощи и красоты.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея

Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка

Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу

Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во

Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью.

При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Перли.

Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины

любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой

из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая

грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.

Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче.

Закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых

людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала

украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим

на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русских

городах.

Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало

органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.

Для того чтобы в этом убедиться нужно всего лишь взглянуть на то, как

поставлены и доныне стоят русские церкви.

Заключение.

Судьба древнерусской культуры и прекрасна и драматична.

Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории.

Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской

«Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ

Оружейной палаты и многого другого.

Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура

средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ

изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и

стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни,

русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать

западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти

неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане

преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы

повеления.

Правда, перемены те коснулись в основном дворянства. Жизнь крестьян почти

не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру,

сложившиеся еще в средние века. Болезненная ломка крестьянской культуры

произошла уже в XX в., в советское время. После 1917 г. началась борьба с

«пережитками старой идеологии», подорвавшая устои духовной жизни деревни.

Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие праздники.

Последовавшая за этим массовая коллективизация разрушила традиционный

уклад крестьянской жизни.

За последний век погибло немало памятников средневековой культуры. В годы

революции и гражданской войны под предлогом борьбы с религией уничтожали

церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 30-е годы в старых

русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового

зодчества - храмы, монастыри, палаты. В годы Великой Отечественной войны

русской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники

древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах.

Потери оказались невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидеть

теперь только на фотографиях.

Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим.

Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая

образованность от дикости.

Список литературы.

Вопросы формирования русской народности и нации. Сборник

статей. - Изд-во АН СССР, М., 1978;

Сахарова А.Н., Новосельцева А.П. История России с древнейших времен до

конца XVII века. - М., АСТ, 2000;

Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской

культуре. - М., ВЛАДОС, 1995.

Культура-традиции-образование. Ежегодник. Вып.3-4: Постижение культуры.

М., РИК, 1995.

3

1

1

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать