Культура Серебряного века

Культура Серебряного века

Культура «Серебряного века» России.

Художественная культура рубежа веков – важная страница в культурном

наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не

только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных

писателей, художников, композиторов. Это был период обновления

разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления,

«всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова.

Неоднозначным становилось отношение к наследию революционных демократов

даже в среде прогрессивно мыслящих деятелей культуры. Серьезной критике со

стороны многих художников-реалистов подвергся примат социальности в

передвижничестве.

В русской художественной культуре конца Х1Х – начала ХХ в. получило

распространение декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как

отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу

индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной

позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от

сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким

образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней

общественной жизни.

Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных

направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были

присущи модернистским течениям.

Понятие «модернизм» включало многие явления литературы и искусства ХХ

в., рожденные в начале этого века, новые по сравнению с реализмом

предшествующего столетия. Однако и в реализме этого времени появляются

новые художественно-эстетические качества: расширяются «рамки»

реалистического видения жизни, идет поиск путей самовыражения личности в

литературе и искусстве. Характерными чертами искусства становятся синтез,

опосредованное отражение жизни в отличие от критического реализма Х1Х

столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. С этой

особенностью искусства связаны широкое распространение неоромантизма в

литературе, живописи, музыке, рождение нового сценического реализ-ма.

Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в

культурной жизни страны.

Направления, противостоящие реализму, начали складываться в

художественной культуре в 90-е годы. Наиболее значительным из них как по

времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-

культурную жизнь был модернизм. В модернистских группах и направлениях

объединились писатели и поэты, разные по своему идейно-художественному

облику, дальнейшей судьбе в литературе

Усиление реакционно-мистических идей в общественном сознании привело

к известному оживлению антиреалистических течений в художественной

культуре. В годы реакции усиливаются различные модернистские искания,

распространяется натурализм с его проповедью эротизма и порнографии.

«Властителями душ» значительной части буржуазной интеллигенции, мещанства

был не только реакционный немецкий философ Ф. Ницше, но и русские писатели,

подобные М. П. Арцыбашеву, А. А. Каменскому и др. Эти писатели видели

свободу литературы, жрецами которой они себя провозглашали, прежде всего в

культе силы «сверхчеловека», свободного от морально-нравственных и

общественных идеалов.

Глубокая враждебность революционным, демократическим и гуманистическим

идеалам, доходящая до цинизма, наглядно проявилась в романе Арцыбашева

«Санин» (1907), который пользовался большой популярностью как самый

«модный» роман. Его герой издевался над теми, кто «готов пожертвовать

жизнью ради конституции». С ним был солидарен А. Каменский, заявивший, что

«всякий общественный подвиг утратил привлекательность и красоту». Писатели,

подобные Арцыбашеву и Каменскому, открыто провозглашали разрыв с наследием

революционных демократов, гуманизмом прогрессивной русской интеллигенции.

СИМВОЛИЗМ

Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже Х1Х

и ХХ вв.

Теоретические, философские и эстетические корни и источники творчества

писателей-символистов были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал

символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на

христианское учение, Вяч. Иванов искал теоретической опоры в философии и

эстетике античного мира, преломленных через философию Ницше; А. Белый

увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром, Кантом, Ницше.

Художественным и публицистическим органом символистов был журнал

«Весы» (1904 – 1909).«Для нас, представителей символизма, как стройного

миросозерцания, – писал Эллис, – нет ничего более чуждого, как подчинение

идеи жизни, внутреннего пути индивидуума – внешнему усовершенствованию форм

общежития. Для нас не может быть и речи о примирении пути отдельного

героического индивидуума с инстинктивными движениями масс, всегда

подчиненными узкоэгоистическим, материальным мотивам» .

Эти установки и определили борьбу символистов против демократической

литературы и искусства, что выразилось в систематической клевете на

Горького, в стремлении доказать, что, став в ряды пролетарских писателей,

он кончился как художник, в попытках дискредитировать революционно-

демократическую критику и эстетику, ее великих создателей – Белинского,

Добролюбова, Чернышевского. Символисты всячески стремились сделать «своими»

Пушкина, Гоголя, названного Вяч. Ивановым «испуганным соглядатаем жизни»,

Лермонтова, который, по словам того же Вяч. Иванова, первый затрепетал

«предчувствием символа символов – Вечной Жен-ственности» в.

С этими установками связано и резкое противопоставление символизма и

реализма. «В то время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, –

рассматривают мир наивно, как простые наблюдатели, подчиняясь вещественной

его основе, поэты-символисты, пересоздавая вещественность сложной своей

впечатлительностью, властвуют над миром и проникают в его мистерии»'.

Символисты стремятся противопоставить разум и интуицию. «...Искусство есть

постижение мира иными, не рассудочными путями», – утверждает В. Брюсов и

называет произведения символистов «мистическими ключами тайн», которые

помогают человеку выйти к свободе'.

Наследие символистов представлено и поэзией, и прозой, и драмой.

Однако, наиболее характерна поэзия.

Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 –

1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу

его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел

не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он

приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но

полагал, что они несут лишь стихию разрушения:

Я вижу новый бой во имя новой воли!

Ломать – я буду с вами! строить – нет!

(1905)

Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному

осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко

ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым

культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую

революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.

Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных

писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они

сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как

направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских

писателей продолжали интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба

простого человека, важные проблемы общественной жизни.

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в

творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953).

Наиболее значительные его произведения той поры – повести «Деревня» (1910)

и «Суходол» (1911).

1912 год стал началом нового революционного подъема в общественно-

политической жизни России.

Д. Мережковский, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и

др.– это группа «старших» символистов, которые явились зачинателями

направления. В начале 900-х годов выделилась группа «младших» символистов –

А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов,'А. Блок и др.

В основе платформы «младших» символистов лежит идеалистическая

философия Вл. Соловьева с его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной

Женственности.Вл. Соловьев утверждал, что высшая задача искусства –

«...создание вселенского духовного организма», что художественное

произведение это – изображение предмета и явления «в свете будущего мира»,

с чем связано понимание роли поэта как теурга, священнослужителя. В этом

заключено, по разъяснению А. Белого, «соединение вершин символизма как

искусства с мистикой».

Признание, что существуют «миры иные», что искусство должно стремиться

их выразить, определяет художественную практику символизма в целом, три

принципа которого провозглашены в работе Д. Мережковского «О причинах

упадка и новых течениях современной русской литературы». Это –

«...мистическое содержание, символы и расширение художественной

впечатлительности».

Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты

утверждают, что действительность, реальность – это создание художника:

Моя мечта – и все пространства,

И все чреды,

Весь мир – одно мое убранство,

Мои следы

(Ф. Сологуб)

«Разбив оковы мысли, быть скованным – мечтой», – призывает К.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать