Курсовая по дореволюционному кино

Москва, ноябрь, 1915 год. Война ощущалась на каждом шагу. Открылось

много госпиталей, на улицах заметно прибавилось раненых и инвалидов.

Досрочные призывы в армию следовали один за другим. Пресса была полна

тревожных сообщений с фронтов, в кинотеатрах шла военная хроника, был даже

выпущен фильм «Вторая Отечественная война 1914-1915 гг.».

По всей России развернулась патриотическая кампания по посылке

рождественских подарков солдатам на фронт. В эту кампанию включились и

владельцы фирм, официально было объявлено проведение кинематографической

недели.

Сбором средств с благотворительной целью занимались известные артисты

театра во главе с Л. В. Собиновым. Они продавали за большие деньги

открытки, отпечатанные в десятках и сотнях тысяч экземпляров, с

репродукциями «Раненого солдата»-так назвал народ это изображение. Именно

этот плакат вдохновил художника Б.Кустодиева на создание плаката «За

свободу!» (1917 г.), на котором тоже был изображен солдат, но теперь уже

твердо сжимавший в руках винтовку. Наиболее ярким и талантливым был плакат

художника Л. Пастернака «На помощь жертвам войны» (1914 г.). В нем художник

не показывал боя, не акцентировал внимание на ранах. Он видел в солдате не

храбреца, яростно уничтожавшего врага, а прежде всего- человека, уставшего

от тяжелой работы, от моральной ответственности за пролитую кровь. Не

случайно в сторону отставлена винтовка, бессильно опущена голова: это не

просто слабость раненого, это- нежелание видеть окопы, стрелять и слышать

выстрелы.

Весь сбор в объявленную кинематографическую неделю поступал в фонд

Красного Креста. В эти дни в московских газетах можно было прочитать

объявление: «Солдату в окопы». Театр Ханжонкова. В фойе театра артистами Э.

В. Бауэр, В. А. Каралли, В. В. Холодной, В. А. Полонским, Н. А. Башиловым,

Г. Г. Азагаровым и др. производится продажа рождественских подарков солдату

в окопы».

Объявление, конечно же, сделало свое дело: зрители, желавшие увидеть

знаменитых и любимых артистов, лавиной хлынули в кинотеатр. Кинохроника

запечатлела это событие, лента сохранилась, правда, качество ее оставляет

желать лучшего. Вера Холодная, видимо, не желая себя афишировать, в

большинстве случаев отворачивалась от объектива.

Двадцать пятого января 1916 года на благотворительном вечере «В пользу

жертв войны» в помещении театра-кабаре «Летучая мышь» Балиева, как о том

сообщается в третьем томе «Жизни и творчества К. С. Станиславского» И.

Виноградской, выступили Станиславский, исполнивший роль Фамусова в сцене из

«Торя от ума», а также Л. Ф. Андреева, М. М. Блюменталь-Тамарина, О. В.

Гзовская, А. С. Хенкин, В. В. Холодная и другие известные артисты. Вел

программу Н. Ф. Балиев.

Незадолго до этого ателье Ханжонкова выпустило фильм «Миражи». Это

была вторая работа П. Чардынина с участием Веры Холодной в главной роли.

Она интересна как в режиссерском, так и в актерском плане, и к тому же

сохранилась, так что мы имеем о ней полное представление. Фильм сделан

экономно и выразительно. Что можно сказать об игре Веры Холодной? Разве

только то, что она была прекрасна.

Сильное впечатление производит каждый кадр, особенно глаза Марианны -

Холодной перед самоубийством. Такие магические глаза, глаза мученицы,

бывают, пожалуй, только на древних иконах. Примечателен этот фильм и тем,

что во время его съемок произошло сближение Веры Холодной с грузинской

актрисой Т. Тедеванишвили. Холодная исполняла роль Марианны, а роль ее

сестры - Тамара Тедеванишвили (Тедеванова). «Символом дружбы -отмечал

грузинский киновед И.И. Джавахишвили - является факт, что первая русская и

первая грузинская кинозвезды являются сестрами по экрану дореволюционной

России».

Сестра Тедеванишвили, певица Мариам Тедеванишвили, вспоминает, что

«Тамара и Вера Холодная были сердечными подругами. Я хорошо помню черты

лица женщины с очаровательными глазами. Веру Холодную все любили. В то

время в некоторых фильмах и я принимала участие в роли статистки. Между

нами и В. Холодной и после этого поддерживались теплые и хорошие отношения.

Все те, кто знал и работал с Верой Холодной, вынесли от встреч с ней

наилучшие впечатления. Таковы режиссеры П. Чардынин, Перестиани, Бек-

Назаров, оператор Б. Завелев и многие, многие другие».

Как сообщает А.Я. Каплер, однажды в 1915 году в квартире Веры Холодной

появился очень худой, высокий солдат. Он привез ей письмо от мужа с фронта

и с той поры стал приходить каждый день: садился на стул, смотрел на

артистку и молчал. Этим солдатом был Александр Вертинский. Все песни,

написанные им в первые годы его выступлений на эстраде, были посвящены ей.

Мы не случайно вспомнили Вертинского. В начале 1916 года в кинопрессе

появились многократно повторенные сообщения о съемках фирмой А. Ханжонкова

фильма «Пьеро», по сценарию А. Н. Вертинского, с участием в главных ролях

В. Холодной, В. Полонского и А. Громова.

По свидетельству Софьи Холодной, этот фильм действительно снимался, но

по каким-то причинам не был закончен и на экран не вышел. В феврале фирмой

А. Ханжонкова был выпущен на экраны страны следующий фильм с участием Веры

Холодной, под названием «В мире должна царить красота», поставленный Е. Ф.

Бауэром. Он не сохранился, содержание его неизвестно, но, по свидетельству

киноведа Вс. Вишневского, он представлял собой фантастическую драму.

Еженедельник «Театральная газета» в рецензии на этот фильм писал:

«Очередная картина - иначе ее назвать нельзя, ибо ничего «особенного» в

смысле постановки она из себя не представляет. У той же фирмы есть картины

и пышнее и богаче. Выше постановки - исполнение. В центральной роли г-жа

Холодная, одна из лучших наших кинематографисток. Г-жа Холодная делает

замечательные успехи в смысле драматического содержания. Это особенно

касается разработки мимики ее красивого и на редкость кинематографического

лица...».

Провинциальные газеты и журналы в своих заметках сообщали о «битковых»

сборах и о том, что «редко нам приходилось видеть такую художественно

разыгранную картину».

А еще через месяц ателье Ханжонкова выпустило на экраны фильм

«Огненный дьявол», который поставила (с В. Холодной в главной роли) жена А.

А. Ханжонкова. Эта банальная салонная драма примечательна, пожалуй, лишь

тем, что в ней Холодная впервые встретилась с Амо Ивановичем Век-Назаровым,

игравшим роль ревнивца- князя Ниладзе, впоследствии известным советским

актером, режиссером и сценаристом, народным артистом СССР.

Веру Холодную снова хвалили, но фильм в целом заслуженно критиковали

и за содержание, и за режиссуру, и за постановку. Да, действительно,

продукция акционерного общества Ханжонкова и всех остальных кинопредприятий

России в большинстве своем ничего общего не имела с реальной жизнью. Это

было отвлекающее и развлекающее кино в период великих народных бедствий. И

тут нелишним будет вспомнить, что «отвлекающее» кино имело место и во время

Великой Отечественной войны. Не говоря уж о таких замечательных советских

лентах, как «Маскарад» по Лермонтову или «Свадьба» по Чехову. Невозможно

было жить только бедой.

Фильм с участием Веры Холодной «Жизнь за жизнь» был, безусловно,

этапным в истории отечественного немого кино... и одной из лучших работ

Евгения Францевича Бауэра по изобразительной культуре, по композиции кадра,

монтажу, выразительности мизансцен, панораме, многоплановым декорациям. В

«Истории мирового кино» Жоржа Садуля сказано, что Бауэр заслуженно может

считаться первым настоящим кинематографическим художником не только в

России, но и, пожалуй, во всем мире.

Большое значение Бауэр придавал и актерскому мастерству. В его фильмах

начинали свой творческий путь знаменитые впоследствии артисты русского

немого кино: Н. М. Радин, И. И. Мозжухин, В.А. Полонский, В.А. Каралли, Н.

Лысенко, К. П. Хохлов. В качестве художника выступал известный в будущем

кинорежиссер Л.В. Кулешов. К каждому актеру Бауэр подходил индивидуально,

предъявлял разные требования, по-разному снимал. Отношение к исполнителю

как к простому натурщику, послушному автомату - мнение широко

распространенное в нашем киноведении - глубоко ошибочно. Бауэр чрезвычайно

чутко реагировал на каждое действие и движение актера - не терпел фальши,

ставил перед ним четкие задачи, и, если решение роли не удовлетворяло его,

он, как и Станиславский, говорил: «Не верю!».

Сейчас, просматривая фильмы Бауэра, поражаешься не только пышности

декораций, которую он очень любил, но и естественным поведением актеров,

близким к современному. Наконец, Бауэр стремился создать актерский

ансамбль. Парадоксально, что в то время он не считал актера главным

участником театрального и кинематографического действа. Вопреки

Станиславскому и его знаменитому утверждению о главенстве актера на сцене,

основной для него была все-таки режиссура. А. Век-Назаров, начинавший свой

творческий путь под руководством Бауэра, рассказывал, как тот убирал из

кадра решительно все, что могло отвлечь внимание зрителя от наиболее

важного в развивающейся мизансцене. Он ставил актера в наиболее выгодное

положение и очень долго всматривался в него, пока наконец не находил

внешнего рисунка образа, передававшего те чувства, которые переживали

героиня или герой.

По свидетельству известной киноактрисы С. Гославской: "...духовный мир

актера, процесс его творчества, глубина и верность переживаний не трогали

Бауэра. Но это не было пренебрежение, отнюдь нет. Просто он всецело

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать