В конце 80-х - начале 90-х годов появление предприятий частных форм
собственности, развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и
коммерциализация прессы, с другой, возродили российскую рекламу как одно из
важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания
(«Центр Plus», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства.
Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой
информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени
повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности.
Однако общие тенденции развития данного вида деятельности привели к тому,
что дизайн воспринимался исключительно в узкоприкладном значении данного
термина: либо как промышленный, либо как графический дизайн, - все так же
лишенный единой концептуальности, которая была традиционна для российского
дизайна в период его возникновения и взлета в 20-е годы.
В СССР в Москве в 1918 году был создан Художественно Технический
Совет. В 1919 году создается Художественно Технический Совет в составе
Совнаркома Труда и Обороны. В 1920 году В. И. Ленин подписал декрет о
создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских с
факультетами :архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный,
керамический, дерева и железо обработки. Создан Совет по промышленному
искусству в составе ВСНХ. Тогда же в 1920 году были организованы Высшие
Художественно- Технические Мастерские ВХУТЕМАС (директор А. Родченко) ,
которые просуществовали до 1932 года.
ВХУТЕМАС, первоначально (до 1921года) - Свободные художественные
мастерские, основаные в 1918 в Москве на базе Московского училища живописи,
ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.
Организация ВХУТЕМАСа явилась одним из мероприятий, имеющих целью создание
и развитие советской художественной культуры. Однако проникшие к
руководству ВХУТЕМАСа формалисты применяли в нем уродливые методы обучения,
препятствовавшие развитию творчества молодежи в духе реализма и
национальных традиций (пропаганда формализма под видом пролетарского
искусства, создание мастерских по вульгарному ремесленно-технологическому
принципу). Деятельность формалистов во ВХУТЕМАСе вела к развалу и
ликвидации художественного образования. В 1926-1927 ВХУТЕМАС был
реорганизован во ВХУТЕИН.
ВХУТЕИН - Высший государственный художественно-технический институт.
Учрежден в Москве в 1926-27 на базе ВХУТЕМАСа. Состоял из основного
(общеобразовательного) отделения и факультетов: архитектурного,
скульптурного, живописного, полиграфического, деревоотделочного,
металлообрабатывающего и текстильного. Постановка общего и
профессионального художественного образования во ВХУТЕИНе была значительно
улучшена по сравнению с ВХУТЕМАСом. Однако в программах и практике обучения
ВХУТЕИНа еще сохранялись элементы формализма. Среди преподавателей было
много формалистов. Поэтому ВХУТЕИН не смог удовлетворительно справиться с
задачей воспитания советских художественных кадров. (Или кто-то просто
очень хотел его закрыть.) В 1930 ВХУТЕИН был закрыт. Вместо него были
созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный
институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова.
Высшие художественно-технические мастерские были открыты в Москве 29 ноября
1920 года. ВХУТЕМАС включал восемь факультетов: печатно-графический,
живописный, скульптурный, деревоотделочный, архитектурный и факультет
металлообработки. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение
на основном отделении, первым деканом которого был Александр Родченко. Они
приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем,
пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были
отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и
наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые В.
Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.
Родченко Александр Михайлович (1891-1956), российский дизайнер, график,
мастер фотоискусства, художник театра и кино. Один из основоположников
конструктивизма, родоначальник нового вида искусства ? дизайна. В 1920-30
преподавал на деревоотделочном и металлообрабатывающем факультетах
Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в один ? Дерметфак).
С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где
сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 году на базе
полиграфического факультета ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического
института - так к этому времени называлось учебное заведение) был создан
Московский художественно-полиграфический институт (МХПИ), ныне - Московский
государственный университет печати. Выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа-МГУПа,
станковисты и иллюстраторы, во многом определили лицо российского искусства
ХХ века.
РАЗВАЛ ВХУТЕМАСА
Докладная записка о положении Высших Художественно-Технических Мастерских.
Идеологический и организационный развал Вхутемаса - совершившийся факт.
Единственное в Советской России Высшее Художественное Училище влачит жалкое
существование, оторванное от идеологических и практических заданий
сегоднешнего дня и грядущей пролетарской культуры. Производственные
факультеты пусты. Машины распродаются или сдаются в аренду. Штаты
сокращаются. Зато пышным цветом распускаются всевозможные индивидуальные
живописные и скульптурные мастерские второстепенных и третьестепенных
художников-станковистов. Графический факультет, один из важнейших в ряду
производственных, выделен особо и приравнен к факультетам «чистого»
искусства, причем главный упор на кустарные, ручные (т.-н. «творческие»)
отрасли - офорт, гравюра, а массовые, машинные, современные работы - в
загоне. Основное отделение, где идет первоначальная подготовка учащейся
молодежи, целиком в руках «чистовиков»-станковистов, от передвижников до
сезанистов. Ни о каком производстве и речи нет. Никакими социальными
заданиями и не пахнет. Ни плаката, ни карикатуры, ни социальной сатиры, ни
бытового гротеска, - одна вневременная, внепространственная, внепартийная
«чистая», «святая» живопись и скульптура, со своими пейзажами, натюрмортами
и голыми натурщицами. Рабфак в таком же положении. Скудные средства,
отпускаемые ВХУТЕМАСУ, целиком уходят на содержание этой паразитической
«чистоты» и «святости» - на содержание громадного штата идеологически
вредных и художественно отсталых «чистовиков», на оплату голой натуры, на
отопление «натурных классов». Педагогический метод воскрешает, казалось бы,
давно забытые времена Школы Живописи и Ваяния и Строгановки. Та же
живопись, рисование и лепка; та же «компоновка» и «стилизация». Ново только
«мистическое» истолкование художественных законов, практикуемое кучкой
художников-мистиков со священником Флоренским во главе. Никаких
практических заданий Вхутемас не выполняет. Никакого участия в
художественной жизни страны не принимает. Нет связи ни с заводами, ни с
хозяйственными органами, ни с полит-просветительными центрами, ни с
издательствами, ни с какими другими социальными потребителями
художественного труда. Вся установка на мещанский, квартирный спрос, на
«картинки», на колечки, на вышивки гладью. Сведены на нет все завоевания
пролетарской революции в области художественной идеологии, художественного
труда и педагогики. Необходимы решительные, срочные меры.
Необходимо:
1. Значительно сократить «чистую» половину Вхутемаса и расширить
производственную.
2. Создать объединение индустриальных факультетов, включив в него и
графический.
3. Реорганизовать графический факультет, выкинув из него всю «мистику» и
кустарщину.
4. Поставить на живописном факультете преподавание социальных видов
изобразительного искусства: плакат, каррикатура, иллюстрация, бытовой
гротеск, шарж, сатира.
5. Ввести в программу Рабфака и Основного Отделения обязательное
преподавание основных производственных дисциплин.
6. Связать ВХУТЕМАС с центрами Государственного хозяйства и полит-
просвещения.
7. Организовать в ВХУТЕМАСе планомерный прием заказов на выполнение
практических художественных заданий.
8. Уравнять производственников с «чистовиками» в дипломных правах, дав
им звание инженера-художника. Мы, нижеподписавшиеся, члены «ИНХУКА», шесть
лет борющиеся за создание основ пролетарской художественной культуры,
обращаемся ко всем, кому не безразличны судьбы единственной в мире цитадели
этой грядущей пролетарской художественной культуры, с предложением
поддержать нас в нашей борьбе против ожившей в стенах ВХУТЕМАСа
художественной реакции.
Председатель «ИНХУКА» О. М. Брик. Члены «ИНХУКА»: Родченко, Ант.
Лавинский, Николай Тарабукин, Варв. Степанова, А. Веснин, А. Бабичев, Л.
Попова, Г. Стенберг, В. Стенберг, К. Медунецкий.
Можно сказать, что дизайнерского образования у нас не было, а
дизайнеры - были. Дизайнерами становились не благодаря, а во многом вопреки
существовавшим дизайнерским учебным заведениям. Особенностями национального
дизайн-образования, его базовыми знаниями, как всем известно, были широкая
(то есть никакая) общеобразовательная подготовка плюс академическое
общехудожественное образование родом из XVIII века, переродившееся в школу
социалистического реализма.
ХРОНОЛОГИЯ РОСИЙСКОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА
В России в 1923 году создан первый (у нас) легковой автомобиль.
В 1925 году - участие в Парижской выставке, где с нашей стороны была
представлена: Изба-читальня - рабочий клуб с полной предметной начинкой.
1926 год - выпушена серия малолитражных тракторов.
1935 год - метро в Москве. 1939 год - малолитражные автомобили.
1948 год - автомобиль «Победа М-20», серия трамваев. В послевоенные годы в
истории дизайна наметились две тенденции. Приверженцы первого направления
считали, что моральный долг дизайнеров - способствовать эстетическому
развитию публики, тогда как другие, придерживаясь демократических взглядов,
стремились дать публике то, что она, скорее всего, желала получить и что
определялось коммерческим успехом.
1949 год - цельнометаллические вагоны поездов с откидывающимися полками.
1950 - 1960-е годы. Дизайнерские фирмы, стремительно развиваясь,
использовали свой талант не только для оформления товара, но и для его
упаковки, для оформления интерьеров торговых помещений, витрин, выставок,
средств общественного транспорта, для изготовления фирменных знаков,
логотипов, фирменных канцелярских бланков, для разработки общей концепции
имиджа данной корпорации.
Трудности и их решение: В дизайн пришли люди из искусства, имеющие слабую
техническую подготовку. Проекты отличались техническим несовершенством.
Дизайнеров обвиняли в излишнем формализме. Но... дефицит товаров,
нерешенность проблемы количества способствовали развитию дизайна в 60 -е
годы. А так же - необходимость повышения социального престижа (Советское -
значит лучшее), необходимость гуманизации производства и техники
(эргономические требования: цвет, звук, форма, запах, комфорт,
необходимость превращение труда в радость, воплощение формулы: человек -
вещь - среда).
1962 год - возрождение дизайна. Разработка комплексных художественно-
конструкторских программ (дизайн-программ или государственных стандартов, в
простонаречии ГОСТов)
1962 год - вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества
продукции машиностроения и товаров культурно- бытового назначения путем
внедрения методов художественного конструирования». Организация Всесоюзного
Научно- Исследовательского Института Технической Эстетики ВНИИТЭ (с
филиалами на Урале, Дальнем Востоке, Украине, Белоруссии, Литве, Армении,
Грузии), внедрение методов художественного конструирования.
1964 год - появился журнал «Техническая эстетика».
1970-е годы. В дизайнерской деятельности появилось несколько новых
направлений:
1. гуманитарный дизайн для бедных слоев населения
2. компьютерный дизайн
3. создание энергоэкономичной бытовой аппаратуры. Дизайнеры стали больше
уделять внимания вопросам надежности и эргономичности изделий.
Конец 1980-х - 2002 годы - быстро развивается технология компьютерного
дизайна. Теперь один дизайнер может решать такие задачи, какие решить
раньше было по силам лишь конструкторскому бюро. В связи с появлением
персональных компьютеров быстро развивается Промышленный Дизайн и некоторые
направления дизайна:
а. дизайн интерьера в. ландшафтный дизайн
в. веб-дизайн г. полиграфический дизайн.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги этапу становления дизайнерского образования,
можно отметить, что тогда уже были заложены все его основные направления и
тенденции.
Позднее появились крупные центры подготовки дизайнеров, которые сыграли
заметную роль не только в профессиональном оформлении дизайна, но и в
культуре в целом: Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС в России, первые
американские школы 30-х годов, английские школы 30-40-х годов. Затем
началась эпоха Ульмской школы, формирования систем дизайнерского
образования в отдельных странах Европы, Азии, Америки, которые превращались
в общественную силу именно как системы школ ...»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Харитонов А. В. «Дизайн среды» - М., 1998.
В.Волков. «Дизайн рекламы» – М., 2000.
С. О. Хан-Магометов. «Пионеры советского дизайна» - М., 1995.
[pic]
[pic]