Парламент и монархия - особенности истории (Великобритания)

совета.

С целью проведения выборов в Палату общин страна разделена на 650

избирательных округов. Из 650 членов Палаты общин 523 избираются от Англии,

72 - от Шотландии, 38 - от Уэльса, 17 - от Северной Ирландии.

В Великобритании не существует какого-либо ограничения числа

кандидатов, которые могут быть выставлены в избирательном округе. Стадия

выдвижения (номинации) кандидатов чрезвычайно проста. Кандидат должен

представить чиновнику по выборам так называемый «документ о номинации».

Этот документ заполняется кандидатом и подписывается десятью гражданами.

Требуется также вручить чиновнику по выборам заявление о согласии на

номинацию и внести избирательный залог. В 1985 году сумма избирательного

залога была увеличена со 150 фунтов стерлингов до 500. В случае, если

кандидат соберет менее 5% голосов избирателей, внесенный им залог

пропадает.

Сейчас практически все кандидаты выдвигаются политическими партиями.

На парламентских выборах выдвигается в среднем 2300-2500 кандидатов.

Обычно в округе на одно место бывает три-четыре кандидатуры.

В парламентских выборах участвует довольно высокий процент

избирателей – 70-80% от общего числа избирательного корпуса.

Выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.

Этот метод основан на избрании одного кандидата от округа. Избранным

считается кандидат, собравший большее число голосов избирателей по

сравнению с каждым из других кандидатов по округу. При этом, избиратель

имеет право голосовать только за одного кандидата из внесенных в

избирательный бюллетень.

Не существует требования о получении кандидатом минимального процента

всех голосов избирателей.

В Великобритании не существует системы государственных выплат в

поддержку политических партий, как в некоторых других западных странах

(ФРГ, Швеция, Финляндия). С 1975 года применяется система государственных

выплат для поддержки оппозиционных партий в парламенте.

В законодательном порядке установлена процедура оспаривания выборов. В

течение 21 дня с момента голосования избиратель, зарегистрированный в

округе, либо кандидат, потерпевший там поражение, могут сделать заявление о

том, что выборы были проведены не должным образом. На практике

предусмотренная законом процедура оспаривания парламентских выборов не

применяется. Последний такой случай был в 1923 году.

По своему социальному составу большинство парламентариев - лица,

принадлежащие к так называемому «среднему классу». В основном это

представители таких профессий, как юристы, преподаватели высших учебных

заведений, учителя.

Среди депутатов-консерваторов довольно велик процент бизнесменов (37-

46% в парламентах созывов 1945-1974 годов). В 80-х годах их число

сократилось. Что касается выходцев из рабочего класса, то в консервативной

партии их число не превышает 1%, в лейбористской партии их 12-18%. По

своему возрастному составу большинство парламентариев находится в

возрастной группе 30-60-летних (не более 2% - лица 21-30 лет, около 14% -

свыше 60 лет).

Реальное функционирование всего парламентского механизма основано на

существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся

организация избирательного процесса. Она оказывает определяющее воздействие

на внутреннюю организацию и деятельность Парламента. Под ее влиянием

сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие

весь комплекс отношений между Парламентом и Правительством.

При двухпартийной системе обе партии попеременно сменяются у власти.

Две главные партии образуют официально признанные стороны в Палате общин -

«правительственное большинство» и «официальную оппозицию Ее величества».

Партия, победившая на выборах, располагает большинством (правительственное

большинство) и в силу этого формирует правительство. Поэтому, как правило,

правительство, располагает поддержкой большинства в Палате общин.

Результатом усиления роли Правительства стало вытеснение классической

модели парламентарного правления, названной «вестминстерской» (по месту

расположения Парламента), новой моделью - «моделью Уайтхолла» (по месту

расположения Правительства). Следовательно, лидер партии большинства

становится премьер-министром.

Партия, вторая по количеству мест, становится официальной оппозицией,

а ее лидер - Лидером оппозиции. Должность Лидера оппозиции получила

законодательное закрепление в 1937 году, когда ему было назначено

официальное жалованье. Для оппозиции характерно состояние готовности

принять власть от правительственного большинства. Лидер оппозиции формирует

из руководящих членов оппозиции «теневой кабинет» и назначает «теневых

министров (министров-теней)».

Даже само расположение депутатов в Палате общин отражает ее разделение

на правительственное большинство и партию официальной оппозиции. Справа от

спикера расположены скамьи правительственного большинства; слева -

оппозиции. Члены палаты - министры сидят на передних скамьях, а

руководители оппозиции - напротив них. Соответственно их называют

«переднескамеечниками», и «заднескамеечниками».

В Великобритании существует система парламентарного (ответственного)

правления. Это значит, что правительство формируется из числа членов

парламента, несет ответственность перед парламентом (в этом случае под

парламентом понимается только Палата общин) и в случае вотума недоверия

должно уйти в отставку. Так как правительство несет коллективную

ответственность перед парламентом, вотум недоверия, вынесенный одному

министру, обычно рассматривается как отказ в доверии правительству в целом.

В случае вотума недоверия, за которым должна последовать отставка,

правительство имеет право распустить парламент и назначить новые выборы.

Вотум недоверия, однако, в английской политической практике - явление,

чрезвычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая и оба

они касались необычной для парламента ситуации, когда правительство не

имело большинства в палате и было образовано правительство меньшинства (это

случилось в 1924 году и 1979 году).

Оппозиция часто вносит в Палату общин предложение о вотуме недоверия,

но оно отклоняется партийным большинством, поддерживающим правительство.

Что касается формирования правительства, то Палата общин не принимает

непосредственного участия в подборе кандидатур. Назначение и смещение

министров - право премьер-министра. Премьер-министр подбирает членов

правительства из числа руководителей партии большинства. Членами

правительства должны быть депутаты Палаты общин или лорды. В основном это

члены Палаты общин и лишь несколько - члены Палаты лордов. Премьер-министр

не обязан представлять на одобрение Палаты общин список членов

сформированного им правительства. Он не обязан также представлять на

одобрение палаты решение о производимых им перестановках в правительстве.

Партийные фракции - базовые единицы в Палате общин. Они именуются

парламентскими партиями. Термин «партия» означает, что фракции в Палате

общин являются независимыми, автономными образованиями и не связаны в своей

деятельности решениями и предписаниями партийных организаций вне

парламента. Лидер партии является лидером парламентской фракции.

Почти в 90% случаев голосование проводится в соответствии с партийным

делением палаты. В редких, заранее оговариваемых руководством фракций

случаях в палате объявляется свободное голосование и депутаты голосуют по

собственному усмотрению, вне зависимости от партийной принадлежности (по

таким вопросам, как отмена смертной казни, разрешение или запрещение

абортов и т.п.). Случается, что депутаты голосуют и против партийных

установок. В парламентской практике это довольно частое явление. Но в

принципе от члена фракции ждут, что он будет поддерживать партийную

фракцию.

В отличие от большинства западноевропейских стран в Англии нет единого

писаного документа (регламента) либо закона, в котором были бы

зафиксированы основные принципы внутренней организации Палаты общин. Это не

значит, что Британский парламент не руководствуется в своей деятельности

никакими правилами. Напротив, вопросам процедуры придается чрезвычайно

большое значение в парламентском производстве. Просто правила процедуры

содержатся не в одном документе, а в различных источниках («Практика»

Парламента, постоянные и сессионные правила, решения спикера, законы). В

настоящее время основной документ, регламентирующий парламентскую процедуру

- постоянные правила. Они принимаются, изменяются и отменяются палатой в

обычном порядке. Авторитетным сборником правил парламентской процедуры

является «Трактат Эрскина Мэя о праве, производстве и обычаях Парламента»

(сокращенно его называют «Эрскин Мэй»).

Язык парламентского производства — английский. Выступления на других

языках не допускаются.

Стенографический отчет о заседаниях Палаты общин публикуется с 1803

года в официальных сборниках «Парламентские дебаты. Официальный отчет.

(Ханзард[1])».

Парламентские сессии созываются ежегодно. Сессия начинается осенью

(обычно в конце октября или начале ноября) и продолжается почти круглый

год. В течение сессии до летних каникул Парламент прерывает заседания в

связи с Рождеством, Пасхой и Троицей. В августе сессия прерывается на

летние каникулы. Число дней, которое палата заседает в течение одной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать