Русский печной изразец

рельефных изделиях, изображения цветов на расписных изразцах более

реалистичны и красочны.

В середине второй половины XVIII века начали выделываться раппортные

изразцы, на которых сюжеты размещались на 2-х, а чаще на 3-х поставленных в

ряд изделиях. Они выделывались с пояснительными надписями и без них. На

некоторых раппортных изразцах подписи заменялись кавычками. Они

предшествовали более поздним изразцам без подписей.

В течение всей второй половины XVIII века почти все керамические

производства выделывали в больших количествах расписные изразцы с сюжетами

без подписи, рисунки которых не выходили за пределы лицевой пластины

изделия. Они отличались от своих предшественников середины века более

сложным рисунком декоративных рамок.

В 80-х годах XVIII века повсеместно начинают выделывать расписные

изразцы с упрощёнными сюжетами. Опять появляется синяя роспись по белому

фону. Этими изразцами облицовывали более простые по своим формам печи. Это

был первый этап к переходу изготовления более упрощенных и дешевых изделий

для печей следующего столетия.

Одновременно выделывались и более сложные изразцы с крупной синей

росписью. Из них складывали композиции из больших ваз, корзин с цветами,

венков, гирлянд, которые размещались на центральной части печного зеркала.

Более богатые печи украшались колонками, нишами и сложными по форме

завершениями.

Гибкое, быстро перестраивающееся производство, не прекращающийся

спрос на изделия, покровительство сильных мира сего обеспечивала ему

органичное существование в этом столетии.

XIX век не внес ничего нового в историю народного изразцового

искусства. Чётко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в

расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты

начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В

первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с

пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место

изделиям с упрощенной росписью.

Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и

сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых

потребителей.

В сюжетах этих изразцов находят отражение события окружающей жизни,

исчезают аллегорические сценки, поучительные надписи, идилистические

пейзажи в пышном обрамлении. Персонажи больше не облекаются в античные тоги

и экзотические одежды: в их костюме обстоятельно передаются характерные

бытовые детали. Таково, несколько условное, но в достаточной мере точное

изображение уланов и гусаров в формах 10-20-х годов и людей в костюмах 30-х-

40-х годов XIX века на изразцах того времени, хранящихся сегодня в музее-

заповеднике ''Коломенское''. Печи, облицованные цветными изразцами с

несложной росписью, делали дом уютнее, жизнерадостнее. В таких изразцах ещё

сохранились традиции непосредственного, самобытного народного творчества.

Однако и в этой росписи происходили определённые перемены. Изменился сам

тип росписи: сочная живопись уступала место сухому графическому рисунку,

стал преобладать холодный голубой цвет в сочетании с желтым и коричневым,

наконец, нарядное орнаментальное обрамление сменилось узенькой строгой

каймой.

Ту же эволюцию можно наблюдать и в декоре очень широко

распространённых в первой трети XIХ века орнаментальных изразцов с вазонами

и букетами. Многоцветная роспись сменяется здесь однотонной синей.

Отголоски живописного стиля ещё чувствуются в асимметричной композиции с

фруктовой веткой в пышных, сочно написанных барочных завитках. С годами

рисунок все более упрощается, становится суше. В конце концов вся

композиция сводится к двум крайне упрощённым веточкам, расположенным крест

на крест в ромбовидной рамке. Подобные изразцы дешевые, несложные в

производстве, были особенно распространены во многих провинциальных городах

и деревнях России.

В дворянских особняках печи выкладывали сложными по исполнению белыми

рельефными изразцами с орнаментом и изображениями, выполненными в стиле

классицизма. Они напоминают античную скульптуру и являются образцами

высокого мастерства безвестных исполнителей. Но, сплошь покрытая белой

эмалью, эта керамика в большей мере теряла свою теплоту, печи становились

параднее, официальнее.

На этом этаже и угасает производство изразцов как своеобразное и

яркое народное творчество.

Оно возникло в XV веке, достигло своего апогея во второй половине

XVII века и перешло в технически оснащённые цеха предприятий керамической

промышленности в XIX столетии.

В творениях народных мастеров ярко проявилась их художественная

одарённость, высокое мастерство, тонкое понимание материала и свободное

владение техникой. В них всегда прослеживаются ясность замысла, чёткость

композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи.

Народные художники на всём протяжении их многовековой деятельности с

исключительным мастерством отразили в своём искусстве жизнь, стремления и

чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами.

Всё это даёт право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко

национальным русским искусством.

Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня.

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои

излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими

мастерами, имеют свои характерные особенности.

В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия

уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других

старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на

фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в

Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.

Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная

композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и

желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.

Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора

напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает

полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с тем,

что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при

изготовлении новой формы.

На балахинских кафлях часто рисовали крупную птицу с открытым клювом

– ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей крохотной

птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но вестника на

них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках птица неясыть, по

легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на

изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой

опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь заморская диковина

– индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом (рис…..).

Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого

растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке

изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу

мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную

красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и

дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.

Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре изразцы

часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века. На них

изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица Сирин,

полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады.

На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-

души'' – райской птицы Сирин встречается в произведениях древней

письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных

прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII –нач. XVIII

веков.

Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских

изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это

трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове.

Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное

здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны цветной

керамикой.

Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы

настоящими произведениями искусства.

Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные

изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном краеведческом

музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу XVIII века, не

имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа поле

изразцов заполнялось примитивной синей росписью. По своей композиционной

структуре они очень близки к аналогичным балахинским и московским печным

клеймам (рис…..).

Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось.

Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных

печей дали возможность выполнить их реконструкции (рис…..)

В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд

изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из

Соликамска.

Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки

имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью.

Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на Руси

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать