Экономические реформы М. Тэтчер

Экономические реформы М. Тэтчер

Министерство образования РФ

Петрозаводский государственный университет

Кольский филиал

ДОКЛАД

Тема экономические реформы М.Тэтчер

Студент

Группа Специальность

Факультет экономический

Отделение очное

Апатиты

2001

Экономическая политика М.Тэтчер или так

называемый ТЭТЧЕРИЗМ

Правительство консерваторов, пришедшее к

власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер,

которая предложила совершенно новую экономическую

программу развития, радикальным образом

отличающуюся от всех прежних программ. Такая

стратегия экономического развития вошла в историю

под названием неоконсерватизма. Она отвергала

жесткое государственное регулирование экономикой,

т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ

накопившихся экономических проблем и пришло к

выводу, что для выхода страны из данной ситуации

необходимо устранить ряд недостатков в социально-

экономической системе: 1) в стране чрезмерная

власть оказалась в руках профсоюзных лидеров,

которые чаще руководствовались личными интересами

и шантажировали крупных предпринимателей угрозами

забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное

налогообложение с самыми высокими в мире

налоговыми ставками на личные доходы — стандартная

ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83

%; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в

руках государства, осуществляемая медлительной и

становящейся все более громоздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер

всему этому решило положить конец. Идеологической

основой новой политики являлись несколько

основополагающих элементов: а) свободное

предпринимательство; б) личная инициатива; в)

крайний индивидуализм. Важными элементами

идеологической концепции "тэтчеризма" стали

провозглашенный консерваторами возврат к

"викторианским ценностям" — уважение к семье и

религии, закону и порядку, бережливость,

аккуратность, трудолюбие, самостоятельность,

примат права личности и т.д.

М.Тэтчер намеревалась остановить процесс

долговременного спада экономики путем политики

"монетаризма", сокращения расходов и

налогообложения, обуздания власти профсоюзов,

отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и

"приватизации" принадлежавших государству отраслей

промышленности. Она выступила против

корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она

считала, что инфляция представляет большую

опасность, чем безработица.

Поэтому одним из первых шагов,

предпринятых консерваторами, было принятие

законов, которые значительно сузили почти

безграничные права профсоюзов на объявление

забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты

законы, которые позволили правительству выстоять в

борьбе с забастовочным движением, в частности во

время забастовок шахтеров в 1984—1985 гг. и

печатников в 1986 г.

В 1979 г. на долю национализированных

отраслей промышленности приходилось 10 % валового

национального продукта, и многие из этих отраслей

стали символом лености и неэффективности. Как

показала практика исторического развития, без

подстегивания конкуренцией или страхом банкротства

стремление к повышению эффективности ослабевает.

Поэтому одним из важнейших элементов программы

М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного

сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в

частную собственность были переданы 9 важнейших

концернов, или около 1/3 всей собственности

государства в промышленности, в том числе

телекоммуникации и предприятия газовой

промышленности. В октябре 1987 г. правительство

провело еще более крупную операцию — продажу акций

нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими

отраслями в списке денационализации стали

сталелитейная промышленность, а затем

электроэнергетика и водоснабжение.

Широкая продажа этих отраслей

промышленности значительно увеличила число

держателей акций, которые были непосредственно

заинтересованы в доходности своих предприятий. В

1979 г. число владельцев акций составляли 7 %

избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в

1988 г. — 20 %. По числу акционеров Великобритания

занимала второе место в мире после США.

Государственные компании, которые пока

еще не стали предметом приватизации, тоже

подвергались перестройке. Им были предоставлены

большая хозяйственная самостоятельность и

финансовая автономия. Отношения государства с

такими компаниями все больше строились на основе

контрактов. Государственные предприятия были

выведены из системы искусственного благоприятного

климата, в котором они раньше находились. В

частности, цены на произведенные ими товары и

услуги более не поддерживались специальными

мерами, а полностью определялись условиями рынка.

Правительство М.Тэтчер всячески

стремилось создать "здоровую конкуренцию"

универсальным принципом экономического прогресса,

причем эта конкуренция все больше переносилась в

сферу ценообразования, где соперничавшие компании

в борьбе друг с другом были вынуждены снижать

цены.

Еще одно важное направление в

экономической программе консерваторов — это упор

на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и

средний бизнес стал новой силой в структуре

хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с

крупными монополиями, дополнял их даже в самых

современных отраслях, а также в сфере услуг.

Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и

средние фирмы оказались в состоянии гибко

реагировать на изменения хозяйственной

конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих

гигантах промышленного производства.

Правительство активно поддерживало и

защищало транснациональные корпорации, в которых

британский капитал играл важную роль. Одной из

важнейших специфических особенностей английской

экономики была высокая степень

"интернационализации" в ведущих отраслях

производства. Лишь немногие сферы промышленного

производства опирались на прочный внутренний

рынок, имели высокий уровень капиталовложений,

развитую базу НИОКР. В первую очередь это

химическая и аэрокосмическая отрасли, остальные же

большей частью были связаны с международными

корпорациями.

Следствием проводимой правительством

М.Тэтчер экономической политики был экономический

рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3—4 % в

год, что было выше, чем в других

западноевропейских странах. Каждую неделю в

среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг.

производительность труда в среднем росла на уровне

2,5 % в год, уступая лишь Японии.

Еще более убедительным был рост

эффективности использования основного капитала —

капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была

единственной из развитых стран, где этот

показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

Большое значение в программе перестройки

британской экономики уделялось вопросам

приватизации жилья. Значительная часть населения в

Англии арендовала дома у местных властей, что

тяжким бременем ложилось на местный бюджет, а в

итоге — на плечи государства. Правительство

М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство

англичан собственниками своего жилья. С этой целью

правительство провело через парламент закон,

заставлявший местные власти продавать дома по

льготным ценам жильцам-арендаторам. Итогом такой

деятельности правительства стало то, что

значительно увеличился процент домовладельцев — с

52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот

процесс продолжался.

Важнейшими мерами, стимулировавшими

развитие, экономики Англии, явились принятие

закона о снижении стандартной ставки подоходного

налога, сокращение численности государственного

аппарата и затрат на его содержание. Так,

центральные министерства были сведены до минимума—

их насчитывалось 16, причем среди них практически

не было отраслевых. Государство устранялось от

прямого вмешательства в решение сугубо

хозяйственных задач.

Достаточно трудноразрешимой задачей для

правительства М.Тэтчер оказалась борьба с

инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным

мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она

составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в

последующие годы колебалась в пределах 6 %.

Подъем в экономике начался с середины

1985 г., хотя в последующие два года он не

отличался стабильностью. Со второй половины 1987

г. наряду с заметным ускорением темпов развития

экономики обозначились и другие признаки перехода

к новой стадии подъема — расширились объемы

предоставленных кредитов, достигли "пика" курсы

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать