Крупская Надежда Константиновна

Существует мнение, что отравлена «с подачи» Сталина.

Надежда Константиновна Крупская была похоронена у Кремлевской стены.

Участие Н.К. Крупской в создании системы социалистического просвещения

В 1918 – 1920 годах Н.К. Крупская участвует в разработке важнейших

основополагающих документов по народному образованию, утвержденных высшими

органами Советской власти (Совнаркомом и ВЦИКом): «Положение об организации

народного образования в Российской Республике» (1918), «Положение о единой

трудовой школе РСФСР» (1918), ряд декретов о просвещении взрослых.

Работа над «Положением о единой трудовой школе РСФСР» была

начата в апреле 1918 года в «совещательной группе» под руководством

Н.К. Крупской.

В «Положении» были сформулированы основные принципы единой трудовой

школы, подготавливающей всесторонне развитых членов коммунистического

общества: бесплатность и обязательность общего и политехнического

образования до 17 лет, безусловная светскость общего и политехнического

образования, совместное обучение, тесная связь обучения с производительным

трудом. Вместе с требованием о снабжении всех учащихся пищей, одеждой,

обувью и учебными пособиями за счет государства эти принципы были включены

затем во вторую программу партии (март 1919 года). В раздел по народному

образованию этой программы (по сравнению с проектом Н.К. Крупской в мае

1917 года) вошли дополнительно следующие пункты: о создании дошкольных

учреждений, об обучении на родном языке, о широком развитии

профессионального образования после 17 лет в тесной связи с общими

политехническими знаниями, о демократизации и реформе высшей школы,

стипендиальном обеспечении студентов, о подготовке работников просвещения,

о создании государственной системы просвещения взрослых, о доступности всех

сокровищ искусств для народных масс, о привлечении трудящихся к

организации, управлению и контролю в области народного образования.

Н.К. Крупская решительно и последовательно отстаивала требования

программы партии и выступала против каких бы то ни было попыток

пересмотреть их основные принципы.

«Положение о единой трудовой школе РСФСР» и опубликованная

одновременно с ним декларации Государственной комиссии по просвещению

«Основные принципы единой трудовой школы» имели огромное значение для

преобразования всей системы общеобразовательных школ. Однако потребовалось

несколько лет большой разъяснительной и организаторской работы, чтобы

провозглашенные в 1918 году основные принципы социалистической школы были

правильно поняты и приняты всей массой учительства.

В 1921 году Н.К. Крупская поддержала предложение о создании школ

фабрично-заводского ученичества. В их организации она видела один из

реальных путей осуществления трудовой политехнической школы, сочетания

производительного труда рабочих-подростков со специальной подготовкой. Она

неизменно выступала против недооценки значения общего образования в этих

школах и сокращения сроков обучения в них.

Н.К. Крупская изложила в общих чертах схему новых школьных программ,

впоследствии известных как программы ГУСа. Она писала в 1922 году: «Единая

школа – это не значит школа, обстриженная под одну гребенку, не значит

школа, в которой, подобно школе французской, во всех школах страны в

соответствующем классе пишут в один и тот же час одну и ту же диктовку.

«Единая» школа – это значит такая, которая одинаково доступна для всех

слоев населения. «Единая» школа – это школа, в которой нет деления на

«народную» и школу привилегированную.

Всю систему народного образования, от дошкольных учреждений до вузов,

Н.К. Крупская мыслила как единую школу. Ее ступени органически между собой

связаны: детский сад, школа I ступени, 1-й концентр II ступени – семилетняя

школа, 2-й концентр II ступени – девятилетняя школа, техникумы, вузы.

Социальное значение дошкольного воспитания в системе социалистического

просвещения Н.К. Крупская видела в раскрепощении женщин, создании более

благоприятных условий для их трудовой и общественной деятельности. Она

неоднократно подчеркивала значение дошкольного возраста для физического,

умственного и нравственного развития ребенка.

Органическая часть социалистической системы народного образования –

различные типы детских домов и специальных школ-интернатов для детей с

недостатками в физическом и умственном развитии.

Н.К. Крупская считала, что строительство четкой и гибкой системы

народного образования должно опираться на своевременный учет политико-

экономических потребностей страны и научно-технический прогресс. В

организационных вопросах, как и в других областях педагогики, она отвергала

пренебрежение педагогической теорией.

Она писала: «На каждом крупном этапе нашего социалистического

строительства мы должны внимательно вглядываться в то, соответствуют ли

формы наших школ и других просветительных учреждений, содержание их работы,

существующие мероприятия по народному образованию установленным основам

нашей системы народного образования, с одной стороны, возможностям

переживаемого этапа – с другой». Ее статьи о системе народного образования

проникнуты мыслью, что советскому человеку нужно обеспечить достаточно

высокое общее и политехническое образование.

Рассматривая в то время семилетку как основную базу для других

учреждений народного образования, подготавливающих квалифицированную

рабочую силу, Н.К. Крупская проявляла заботу и о 2-м концентре школы II

ступени. Она внесла предложения о дальнейшем развитии его в духе требований

нового периода социалистического строительства. Надежда Константиновна

говорила о необходимости значительного материального укрепления 2-го

концентра школ II ступени, который значительно отставал по своей

материальной базе от всех других учебных заведений, о большом разнообразии

профессионализированных школ и др. Второй концентр II ступени, ФЗУ,

профшкола и техникум должны были, по мнению Надежды Константиновны,

составлять важнейшие каналы по воспроизводству рабочей силы для

промышленности и сельского хозяйства, а так же по подготовке в высшую

школу.

При участии Н.К. Крупской была разработана система образования

взрослых – от ликвидации неграмотности до рабочих университетов и

коммунистических вузов – и определены основные типы политико-

просветительских учреждений.

Так на разных этапах социалистического строительства в 20-е и 30-е

годы Н.К. Крупская творчески развивала принципиальные основы новой системы

народного образования. Требовалась большая работа, проведение ряда

переходных мер, соответствующих потребностям и возможностям страны в

области культуры и просвещения.

Н.К. Крупская о дошкольном воспитании

В общественном воспитании детей дошкольного возраста Н.К. Крупская

видела социально-политическую и педагогическую задачу, которая заключалась

в воспитании человека нового, социалистического общества. Дошкольное

воспитание укрепляет рабочую семью, создает более благоприятные условия для

воспитания детей.

Н.К. Крупская не только теоретик, но и организатор дошкольного

воспитания.

В брошюре «Женщина-работница», написанной в Шушенском в 1899 году,

Н.К. Крупская не ограничивается освещением бесправного положения работницы

при самодержавии и капитализме. Крупская выдвигает требование организовать

общественное воспитание детей.

В статье «Пролетарские дети» Надежда Константиновна анализирует

материалы, опубликованные в брошюре Московского педагогического кружка

«Умственное развитие детей, поступающих в московские школы». Эти материалы

характеризуют тяжелое положение детей дошкольного возраста в рабочей семье:

безнадзорность, перегрузка домашним трудом, ограниченный круг представлений

и, как результат этого, полная неподготовленность детей к школе.

Крупская призывает учителей: «Нужно, прежде всего, самим внимательнее

относиться к детям, к их духовным потребностям… Нужно, наконец, добиваться

от города учреждения целой сети хороших детских садов, где бы дети, начиная

с трех- четырех лет, могли бы играть и, играючи, учиться, знакомиться с

природой, с широким божьим миром… ведь дети – это наше будущее! Они должны

быть хорошо вооружены для борьбы за наши идеалы».

Полемизируя с Эллен Кэй, автором книги «Век ребенка», в статье «Семья

и школа», вышедшую в 1913 году, Н.К. Крупская показала несостоятельность

противопоставления семейного воспитания общественному. В самом

противопоставлении современных детских садов с их недостатками буржуазному

идеалу семьи будущего Надежда Константиновна видела методологическую ошибку

Эллен Кэй, искажение перспективы развития общества и семьи. Только в

определенных социальных условиях воспитание в коллективе создает

предпосылки для всестороннего развития личности ребенка.

В годы эмиграции Н.К. Крупская уделяла много внимания вопросам

дошкольного воспитания: изучала работы Фребеля и Монтессори, знакомилась с

постановкой воспитания в детских садах Швейцарии и материнских школах

Франции, следила за американской литературой о дошкольном воспитании.

В книге «Народное образование и демократия» Н.К. Крупская изложила

также и опыт Роберта Оуэна, создавшего в 1816 году первое учреждение типа

ясли - детский сад.

В мае 1917 года издается статья Н.К. Крупской «Школьная муниципальная

программа». Первая часть ее посвящается дошкольному воспитанию. В ней

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать