Милюков

Милюков

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 2

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2

Детство и юность 2

Становление ученого 4

Годы ссылок 5

Первые шаги в политике 7

Образование партии кадетов 8

Деятельность в Государственных Думах 9

Революционный период 15

Жизнь в эмиграции 18

Последние годы 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

ВВЕДЕНИЕ

«...Моя жизнь слишком тесно переплеталась с моей политической

деятельностью» — так писал о себе сам Милюков. И действительно его жизнь,

особенно ее зрелая пора, была целиком поглощена политикой. Политическая

деятельность Милюкова, создателя и неизменного лидера конституционно-

демократической партии в России, незаурядного политика, публициста и

ученого-историка неразрывно была соединена с историей России, тремя

российскими революциями, с историей русского конституционализма и

парламентаризма. Опыт его политического и научного творчества, с его

достоинствами и недостатками, успехами и поражениями, составляет ту часть

культурного наследия, которое оставили нам наши предшественники —

представители различных политических и научных направлений и которое должно

стать, наконец, предметом пристального и непредвзятого изучения.

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Детство и юность

П. Н. Милюков родился 15(28) января 1859 г. в Москве. Его отец служил

городским архитектором, инспектором художественных училищ и преподавал в

Московской школе зодчества и ваяния; в конце жизни он работал оценщиком в

одном из московских банков. Мать происходила из рода Султановых, владела

имением в Ярославской губернии, где крестьяне оставались на оброке и «по

старине... продолжали ездить с оброком к помещице в Москву». По

воспоминаниям Милюкова, его мать была властной женщиной, в семье играла

первую роль, постоянно противопоставляя свою «султановскую породу»

отцовской — «низкого происхождения». Отец, человек более мягкого характера

и менее яркой индивидуальности, стушевывался перед ней и всецело ей

подчинялся.

В беспечные гимназические годы Милюков с друзьями увлекался рыбной

ловлей, сбором коллекций бабочек, охотой, далекими лесными прогулками. Все

это происходило на даче в Пушкино, построенной в русском стиле по проекту

отца. В это время зародился устойчивый интерес Милюкова к поэзии и музыке.

Он рано начал писать стихи; вначале это были подражания Никитину, Пушкину,

затем свои, оригинальные произведения.

На грани своего «сознательного периода» Милюков уже «бредил Вер-

гилием», «с упоением» читал «Энеиду», делал переводы из произведений

Аристотеля, Плавта, Овидия, Цицерона, Тацита. Проявлялся интерес и к

общественно-политической жизни. В памяти юноши запечатлелись не только

факты значительных событий, но и их оценка и критическое восприятие.

Определенным этапом в оформлении мировоззрения Милюкова явился

гимназический кружок. Общие ориентиры кружка ограничивались пределами

оппозиционных настроений. В 1878 году от имени кружка Милюков написал

письмо Достоевскому с просьбой изложить взгляды писателя по вопросу о

взаимоотношениях народа и интеллигенции. Достоевский отвечал, развивая

мысли, высказанные в первой главе декабрьского выпуска «Дневника писателя»

за 1876 год о разрыве интеллигенции и народа, о том, что она не знает

народа. Спасение России он видел не в обращении к европейскому опыту, а к

русскому народу, к его смирению и «бессознательному православию». «С такой

антитезой... — вспоминал Милюков,— мы, конечно, согласиться не смели. Но не

решались и протестовать». У Милюкова еще не готова была ответная

формулировка - «Россия есть тоже Европа», но все мысли шли в этом

направлении.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. застала Милюкова в последнем

классе гимназии. Патриотические настроения в защиту славян были сильны в

России, особенно в среде молодежи. Милюков отправился на театр войны в

Закавказье, где служил казначеем в войсковом хозяйстве, уполномоченным

московского санитарного отряда.

В 1877 году он поступил на филологический факультет Московского

университета. Его первыми учителями были Ф. Ф. Фортунатов (сравнительное

языкознание), В. Ф. Миллер (санскрит), М. М. Троицкий (история греческой

философии). «История, — вспоминал Милюков, — меня заинтересовала в

университете не сразу». Первые преподаватели по всеобщей и русской истории

не стимулировали интереса к предмету и не оставили хороших впечатлений. Но

все изменилось, когда в университете появились В. О. Ключевский и П. Г.

Виноградов. Виноградов, тогда молодой доцент, импонировал студентам

серьезной работой над историческими источниками и не проявлял высокомерной

снисходительности. Ключевский, по мнению Милюкова, подавлял студентов

«своим талантом и научной проницательностью. Проницательность его была

изумительна, но источник ее был не всем доступен». «Ключевский, — продолжал

он, — вычерчивал смысл русской истории, так сказать, внутренним глазом, сам

переживая психологию прошлого, как член духовного сословия, наиболее

сохранив его связь со старой исторической традицией».

Милюков принимал участие в студенческом движении, в котором

существовали как левое, так и умеренное течения. Сам поддерживал последнее.

«Нам, конституционалистам, — вспоминал он, — ...противопоставлялась идея

«суверенитета народа», в виде верховной власти студенческой сходки. За

участие в очередной студенческой сходке Милюков был исключен из

университета с правом поступления на следующий год. Перерыв в учебе

использовал весьма продуктивно. Товарищ его брата по Техническому училищу

Кречетов предложил путешествие по Италии и снабдил Милюкова деньгами на

условиях постепенной выплаты. Милюков составил обширный и подробный план

путешествия. Это путешествие значительно обогатило и восхитило его

художественное воображение.

Милюков возвратился на IV курс университета, когда занятия в нем уже

начались. Теперь все время и внимание Милюкова было сосредоточено на

«серьезном» изучении историко-социологической литературы. Центром его

интереса стала работа В. О. Ключевского «Боярская дума древней Руси»; он

стал готовиться к посвящению себя русской истории.

Становление ученого

После окончания в 1882 году университета Милюков был оставлен на

кафедре Ключевского для подготовки к профессорскому званию. Напряженная

умственная работа поглощала много времени. Оставление в университете

налагало обязанность готовиться к магистерским экзаменам, открывало

возможности вести преподавание и улучшить свое материальное положение.

С 1883 по 1885 г. Милюков сдал магистерские экзамены и после пробных

лекций, дававших право после их удачного прочтения на чтение лекций в

качестве приват-доцента, остался в университете. Он читал специальные курсы

по историографии, исторической географии и истории колонизации в России.

Курс по историографии позднее был оформлен в книгу «Главные течения русской

исторической мысли» (1897). Положение приват-доцента Московского

университета изменило и социальное положение Милюкова, и круг знакомств. Он

стал членом многих московских обществ: Общества истории и древностей

Российских, Московского археологического общества. Общества естествознания,

географии и археологии, которым руководил известный ученый Д. Н. Анучин.

Во время неоднократных и продолжительных поездок в Петербург для

написания магистерской диссертации Милюков сблизился и с петербургской

школой историков. Среди них — Е. Ф. Шмурло, В. А. Мякотин, К. Н. Бестужев-

Рюмин, С. М. Середонин, А. С. Лаппо-Данилевский, Н. П. Павлов-

Сильванский, В. И. Семевский, С. Ф. Платонов. Общение с ними давало много

для профессиональной работы.

17 мая 1892 г. в актовом зале Московского университета Милюков защищал

свою магистерскую диссертацию «Государственное хозяйство России в первой

четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого». Защита проходила по

вышедшей одноименной книге. Работа была построена на огромном

документальном материале, впервые вводимым автором в научный оборот. Новым

явился и замысел исследования: раскрытие связи реформы Петра I в области

государственного устройства с государственной экономикой страны.

Европеизация России являлась для Милюкова неизбежным результатом ее

внутренней эволюции, одинаковой как для Европы, так и для России, но

задержанной условиями среды. Идея подготовленности, органичности реформ

Петра I была завоеванием предшествующей исторической мысли. При этом в

работе утверждался тезис об ограниченности личного влияния Петра I на

проведение самих реформ.

В начале 1890-х годов состоялось знакомство Милюкова с Л. Толстым. Н.

Я. Грот пригласил Милюкова на чтение статьи Толстого «Тулон и Кронштадт»,

которое прошло при молчаливом участии слушателей. Вскоре состоялась новая

встреча с Толстым. Его заинтересовало мнение «ученых людей» о христианской

религии. От Милюкова Толстой хотел услышать мнение о смысле истории. Сам

факт этого обращения свидетельствовал о значимости и популярности Милюкова

в среде ученых и интеллигенции. К этому времени относится и начало

просветительской деятельности Милюкова, связанной с Московским комитетом

грамотности, Комиссией по самообразованию. В один из своих отпускных

периодов Милюков специально съездил в Англию, чтобы познакомиться с

системой образования в Кембридже и использовать опыт этой работы в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать