все напоминало об унижениях прошлого и слишком много людей было связано со
старым режимом.
В 1923 году Анкара представляла собой небольшой торговый центр с
населением около 30 тысяч душ. Ее позиции как центра страны укрепились
впоследствии благодаря строительству железных дорог в радиальных
направлениях.
Газета «Таймc» в 1923 году в декабре писала с издевкой: «Даже самые
шовинистически настроенные турки признают неудобства жизни в столице, где
полдюжины мерцающих электрических лампочек представляют собой общественное
освещение, где в домах почти нет воды, текущей из крана, где осел или
лошадь привязаны к решетке маленького домика, который служит. Министерством
иностранных дел, где открытые сточные канавы бегут посреди улицы, где
современные изящные искусства ограничены потреблением плохого ракы -
анисовой водки и игрой духового оркестра, где парламент заседает в доме, не
большем, чем помещение для игры в крикет».
Тогда Анкара не могла предложить подходящего жилья для дипломатических
представителей, их превосходительства предпочитали снимать спальные вагоны
на станции, сокращая пребывание в столице, чтобы поскорее уехать в Стамбул.
Тем не менее, Кемаль уже тогда, как и многие другие диктаторы (Петр 1,
Хо Ши Мин, Назарбаев, Ниязов и др.), в силу своего чрезмерного честолюбия
желал увековечить свое имя.
3.3. Идеология шовинизма
Когда Мустафа Кемаль произнес, знаменитые слова: «Какое счастье быть
турком!»- они упали на благодатную почву турецкого национал-шовинизма и
прозвучали как вызов остальному миру. Это изречение Ататюрка ныне в Турции
повторяют бесконечное число раз на все лады, по поводу и без него.
Во времена Ататюрка была выдвинута «солнечная языковая теория», в
которой утверждалось, что все языки мира произошли от турецкого
(тюркского). Шумеров, хеттов, этрусков, даже ирландцев и басков объявили
турками. Одна из «исторических» книг времен Ататюрка сообщала следующее: «В
Центральной Азии было когда-то море. Оно высохло и стало пустыней, вынудив
турок начать кочевничество... Восточная группа турок основала китайскую
цивилизацию...»
Другая группа турок якобы завоевала Индию. Третья группа откочевала на
юг - в Сирию, Палестину, Египет, и вдоль североафриканского побережья в
Испанию. Турки, которые поселились в районе Эгейского моря и
Средиземноморья, согласно той же теории, основали знаменитую Критскую
цивилизацию. Древнегреческая цивилизация пошла от хеттов, которые, конечно
же были турками. Турки проникли также глубоко в Европу и, перебравшись
через море, заселили британские острова. «Эти мигранты превосходили народы
Европы в искусствах и знаниях, спасли европейцев от пещерной жизни и
поставили их на путь умственного развития».
Вот такую сногсшибательную историю мира в 50-е годы изучали в турецких
школах. Ее политический смысл состоял в оборонительном национализме, но и
шовинистический подтекст был виден невооруженным глазом. Ататюрк широко
использовал национал-шовинизм как средство усиления своего влияния на массы
и укрепления своей власти.
4. РЕФОРМЫ АТАТЮРКА
В отличие от многих других реформаторов президент Турции был убежден,
что бессмысленно просто модернизировать фасад. Чтобы Турция могла устоять в
послевоенном мире, необходимо было произвести фундаментальные изменения
всей структуры общества и культуры. Можно спорить, насколько удалась
кемалистам эта задача, но она была поставлена и проводилась при Ататюрке с
решимостью и энергией.
Слово «цивилизация» бесконечно повторяется в его речах и звучит как
заклинание: «Мы будем следовать по пути цивилизации и придем к ней... Те,
которые задержатся, будут потоплены ревущим потоком цивилизации...
Цивилизация - такой сильный огонь, что тот, кто его игнорирует, будет
сожжен и разрушен... Мы будем цивилизованными, и будем гордиться этим...».
Не вызывает сомнений, что у кемалистов «цивилизация» означала безусловное и
бескомпромиссное внедрение буржуазного общественного строя, образа жизни и
культуры Западной Европы.
4.1. Светский характер государства
Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому
вслед за ликвидацией султаната он уничтожил и халифат. Кемалисты открыто
выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны
в светское государство. Почва для преобразований кемалистов была
подготовлена и распространением передовых для Турции философских и
социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов
и запретов. Офицеры - младотурки считали делом чести пить коньяк и
закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей
мусульманства.
Еще первые османские реформы ограничили могущество улемов и отняли у
них часть влияния в области права и образования. Но богословы сохраняли
огромную власть и авторитет. После уничтожения султаната и халифата они
оставались единственным институтом старого режима, который сопротивлялся
кемалистам.
Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-
уль-ислама - первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл
отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды.
Новый порядок был закреплен республиканской конституцией.
Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата.
Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями,
назначением и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за
муфтиями. Религию сделали как бы отделом бюрократической машины, а улемов -
государственными служащими. Коран перевели на турецкий. Призыв на молитвы
стал звучать на турецком языке, хотя попытка отказаться от арабского на
молитвах так и не удалась - ведь в Коране в конце концов было важно, не
только содержание, но и мистическое звучание непонятных арабских слов.
Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу, мечеть Айя-
София в Стамбуле превратилась в музей. В быстро росшей столице Анкаре
практически не строили культовых сооружений. По всей стране власти косо
смотрели на появление новых мечетей и приветствовали закрытие старых.
Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все
религиозные школы. Медресе, существовавшее при мечети Сулеймана в Стамбуле,
которое готовило улемов высшего ранга, было передано богословскому
факультету Стамбульского университета. В 1933 году на базе этого факультета
был открыт Институт исламских исследований.
Однако сопротивление лаицизму - светским реформам - оказалось сильнее,
чем ожидали. Когда в 1925 году началось курдское восстание, его возглавил
один из дервишских шейхов, призывавших свергнуть «безбожную республику» и
восстановить халифат.
В Турции Ислам существовал на двух уровнях:
. формальный, догматический - религия государства, школы и иерархии;
. народный, приспособленный к быту, обрядам, верованиям, традициям масс,
который
находил свое выражение в дервишестве.
Изнутри мусульманская мечеть проста и даже аскетична. В ней нет алтаря
и святилища, так как ислам не признает Таинства причастия и посвящения в
духовный сан. Общие молитвы - это дисциплинирующий акт общины для выражения
покорности единому, нематериальному и отдаленному Аллаху. С древнейших
времен ортодоксальная вера, суровая в своем поклонении, абстрактная в
учении, конформистская в политике, не могла удовлетворять эмоциональные и
социальные потребности значительной части населения. Оно обращалось к
культу святых и к дервишам, которые оставались близки к народу, чтобы
заменить формальный религиозный ритуал или что-то добавить к нему. В
дервишеских монастырях проходили экстатические собрания с музыкой, песнями
и танцами.
В средние века дервиши зачастую выступали в качестве руководителей и
вдохновителей религиозно-социальных восстаний. В другие времена они
проникали в аппарат правительства и оказывали огромное, хотя и скрытое,
влияние на действия министров и султанов. Среди дервишей шло жестокое
соревнование за влияние на массы и на государственный аппарат. Благодаря
тесной связи с местными вариантами гильдий и цехов дервиши могли влиять на
ремесленников и торговцев. Когда в Турции начались реформы, стало ясно, что
не богословы-улемы, а именно дервиши оказывают наибольшее сопротивление
лаицизму.
Борьба порой принимала жестокие формы. В 1930 году мусульманские
фанатики убили молодого армейского офицера Кубилая. Его окружили, повалили
на землю и медленно отпилили ему голову ржавой пилой, выкрикивая: «Аллах
велик!», в то время как толпа одобрительными возгласами поддерживала их
деяние. С тех пор Кубилай считается как бы «святым» кемализма.
Со своими противниками кемалисты расправлялись без жалости. Мустафа
Кемаль обрушился на дервишей, закрыл их монастыри, распустил ордена,
запретил собрания, церемонии и особую одежду. Уголовный кодекс запретил
политические ассоциации на базе религии. Это был удар в самую глубину, хотя
он и не достиг полностью цели: многие дервишеские ордена были в то время
глубоко законспирированы.
4.2. Европейские стандарты общественной жизни
Несмотря на бедность в стране, Кемаль упорно тянул Турцию за уши в
цивилизацию.
С этой целью кемалисты решили внедрить в обиход европейскую одежду. В одной
из речей Мустафа Кемаль объяснял свои намерения таким образом: «Было
необходимо запретить феску, которая сидела на головах нашего народа как
символ невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и
цивилизации, и заменить ее шляпой - головным убором, которым пользуется
весь цивилизованный мир. Таким образом, мы демонстрируем, что турецкая
нация в своем мышлении, как и в других аспектах, ни в коей мере не
уклоняется от цивилизованной общественной жизни». Или в другой речи:
«Друзья! Цивилизованная международная одежда достойна и подходящая для