Мустафа Кемаль (Ататюрк)

все напоминало об унижениях прошлого и слишком много людей было связано со

старым режимом.

В 1923 году Анкара представляла собой небольшой торговый центр с

населением около 30 тысяч душ. Ее позиции как центра страны укрепились

впоследствии благодаря строительству железных дорог в радиальных

направлениях.

Газета «Таймc» в 1923 году в декабре писала с издевкой: «Даже самые

шовинистически настроенные турки признают неудобства жизни в столице, где

полдюжины мерцающих электрических лампочек представляют собой общественное

освещение, где в домах почти нет воды, текущей из крана, где осел или

лошадь привязаны к решетке маленького домика, который служит. Министерством

иностранных дел, где открытые сточные канавы бегут посреди улицы, где

современные изящные искусства ограничены потреблением плохого ракы -

анисовой водки и игрой духового оркестра, где парламент заседает в доме, не

большем, чем помещение для игры в крикет».

Тогда Анкара не могла предложить подходящего жилья для дипломатических

представителей, их превосходительства предпочитали снимать спальные вагоны

на станции, сокращая пребывание в столице, чтобы поскорее уехать в Стамбул.

Тем не менее, Кемаль уже тогда, как и многие другие диктаторы (Петр 1,

Хо Ши Мин, Назарбаев, Ниязов и др.), в силу своего чрезмерного честолюбия

желал увековечить свое имя.

3.3. Идеология шовинизма

Когда Мустафа Кемаль произнес, знаменитые слова: «Какое счастье быть

турком!»- они упали на благодатную почву турецкого национал-шовинизма и

прозвучали как вызов остальному миру. Это изречение Ататюрка ныне в Турции

повторяют бесконечное число раз на все лады, по поводу и без него.

Во времена Ататюрка была выдвинута «солнечная языковая теория», в

которой утверждалось, что все языки мира произошли от турецкого

(тюркского). Шумеров, хеттов, этрусков, даже ирландцев и басков объявили

турками. Одна из «исторических» книг времен Ататюрка сообщала следующее: «В

Центральной Азии было когда-то море. Оно высохло и стало пустыней, вынудив

турок начать кочевничество... Восточная группа турок основала китайскую

цивилизацию...»

Другая группа турок якобы завоевала Индию. Третья группа откочевала на

юг - в Сирию, Палестину, Египет, и вдоль североафриканского побережья в

Испанию. Турки, которые поселились в районе Эгейского моря и

Средиземноморья, согласно той же теории, основали знаменитую Критскую

цивилизацию. Древнегреческая цивилизация пошла от хеттов, которые, конечно

же были турками. Турки проникли также глубоко в Европу и, перебравшись

через море, заселили британские острова. «Эти мигранты превосходили народы

Европы в искусствах и знаниях, спасли европейцев от пещерной жизни и

поставили их на путь умственного развития».

Вот такую сногсшибательную историю мира в 50-е годы изучали в турецких

школах. Ее политический смысл состоял в оборонительном национализме, но и

шовинистический подтекст был виден невооруженным глазом. Ататюрк широко

использовал национал-шовинизм как средство усиления своего влияния на массы

и укрепления своей власти.

4. РЕФОРМЫ АТАТЮРКА

В отличие от многих других реформаторов президент Турции был убежден,

что бессмысленно просто модернизировать фасад. Чтобы Турция могла устоять в

послевоенном мире, необходимо было произвести фундаментальные изменения

всей структуры общества и культуры. Можно спорить, насколько удалась

кемалистам эта задача, но она была поставлена и проводилась при Ататюрке с

решимостью и энергией.

Слово «цивилизация» бесконечно повторяется в его речах и звучит как

заклинание: «Мы будем следовать по пути цивилизации и придем к ней... Те,

которые задержатся, будут потоплены ревущим потоком цивилизации...

Цивилизация - такой сильный огонь, что тот, кто его игнорирует, будет

сожжен и разрушен... Мы будем цивилизованными, и будем гордиться этим...».

Не вызывает сомнений, что у кемалистов «цивилизация» означала безусловное и

бескомпромиссное внедрение буржуазного общественного строя, образа жизни и

культуры Западной Европы.

4.1. Светский характер государства

Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому

вслед за ликвидацией султаната он уничтожил и халифат. Кемалисты открыто

выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны

в светское государство. Почва для преобразований кемалистов была

подготовлена и распространением передовых для Турции философских и

социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов

и запретов. Офицеры - младотурки считали делом чести пить коньяк и

закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей

мусульманства.

Еще первые османские реформы ограничили могущество улемов и отняли у

них часть влияния в области права и образования. Но богословы сохраняли

огромную власть и авторитет. После уничтожения султаната и халифата они

оставались единственным институтом старого режима, который сопротивлялся

кемалистам.

Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-

уль-ислама - первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл

отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды.

Новый порядок был закреплен республиканской конституцией.

Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата.

Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями,

назначением и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за

муфтиями. Религию сделали как бы отделом бюрократической машины, а улемов -

государственными служащими. Коран перевели на турецкий. Призыв на молитвы

стал звучать на турецком языке, хотя попытка отказаться от арабского на

молитвах так и не удалась - ведь в Коране в конце концов было важно, не

только содержание, но и мистическое звучание непонятных арабских слов.

Выходным днем кемалисты объявили воскресенье, а не пятницу, мечеть Айя-

София в Стамбуле превратилась в музей. В быстро росшей столице Анкаре

практически не строили культовых сооружений. По всей стране власти косо

смотрели на появление новых мечетей и приветствовали закрытие старых.

Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все

религиозные школы. Медресе, существовавшее при мечети Сулеймана в Стамбуле,

которое готовило улемов высшего ранга, было передано богословскому

факультету Стамбульского университета. В 1933 году на базе этого факультета

был открыт Институт исламских исследований.

Однако сопротивление лаицизму - светским реформам - оказалось сильнее,

чем ожидали. Когда в 1925 году началось курдское восстание, его возглавил

один из дервишских шейхов, призывавших свергнуть «безбожную республику» и

восстановить халифат.

В Турции Ислам существовал на двух уровнях:

. формальный, догматический - религия государства, школы и иерархии;

. народный, приспособленный к быту, обрядам, верованиям, традициям масс,

который

находил свое выражение в дервишестве.

Изнутри мусульманская мечеть проста и даже аскетична. В ней нет алтаря

и святилища, так как ислам не признает Таинства причастия и посвящения в

духовный сан. Общие молитвы - это дисциплинирующий акт общины для выражения

покорности единому, нематериальному и отдаленному Аллаху. С древнейших

времен ортодоксальная вера, суровая в своем поклонении, абстрактная в

учении, конформистская в политике, не могла удовлетворять эмоциональные и

социальные потребности значительной части населения. Оно обращалось к

культу святых и к дервишам, которые оставались близки к народу, чтобы

заменить формальный религиозный ритуал или что-то добавить к нему. В

дервишеских монастырях проходили экстатические собрания с музыкой, песнями

и танцами.

В средние века дервиши зачастую выступали в качестве руководителей и

вдохновителей религиозно-социальных восстаний. В другие времена они

проникали в аппарат правительства и оказывали огромное, хотя и скрытое,

влияние на действия министров и султанов. Среди дервишей шло жестокое

соревнование за влияние на массы и на государственный аппарат. Благодаря

тесной связи с местными вариантами гильдий и цехов дервиши могли влиять на

ремесленников и торговцев. Когда в Турции начались реформы, стало ясно, что

не богословы-улемы, а именно дервиши оказывают наибольшее сопротивление

лаицизму.

Борьба порой принимала жестокие формы. В 1930 году мусульманские

фанатики убили молодого армейского офицера Кубилая. Его окружили, повалили

на землю и медленно отпилили ему голову ржавой пилой, выкрикивая: «Аллах

велик!», в то время как толпа одобрительными возгласами поддерживала их

деяние. С тех пор Кубилай считается как бы «святым» кемализма.

Со своими противниками кемалисты расправлялись без жалости. Мустафа

Кемаль обрушился на дервишей, закрыл их монастыри, распустил ордена,

запретил собрания, церемонии и особую одежду. Уголовный кодекс запретил

политические ассоциации на базе религии. Это был удар в самую глубину, хотя

он и не достиг полностью цели: многие дервишеские ордена были в то время

глубоко законспирированы.

4.2. Европейские стандарты общественной жизни

Несмотря на бедность в стране, Кемаль упорно тянул Турцию за уши в

цивилизацию.

С этой целью кемалисты решили внедрить в обиход европейскую одежду. В одной

из речей Мустафа Кемаль объяснял свои намерения таким образом: «Было

необходимо запретить феску, которая сидела на головах нашего народа как

символ невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и

цивилизации, и заменить ее шляпой - головным убором, которым пользуется

весь цивилизованный мир. Таким образом, мы демонстрируем, что турецкая

нация в своем мышлении, как и в других аспектах, ни в коей мере не

уклоняется от цивилизованной общественной жизни». Или в другой речи:

«Друзья! Цивилизованная международная одежда достойна и подходящая для

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать