Суворов

Брест.

25 августа 1794 года Суворов выступил с 5-тысячным отрядом в Польшу.

Нанеся поражения противнику при местечке Дивин и при Крупчицком

монастыре, он разбил 19 сентября 16-тысячный корпус Сераковского и занял

Брест. Нанеся еще поражение полякам у города Кобылки, Суворов подошел к

Варшаве.

В начале ноября он взял штурмом Прагу (предместье Варшавы) и тем самым

вынудил поляков к капитуляции.

Екатерина II произвела Суворова в фельдмаршалы; он был назначен

военным правителем Польши. На этом посту он оставался год. Его обращение

с поляками было чрезвычайно гуманным.

Суворов провел ряд весьма благоприятных для Польши мероприятий. Чтобы

поднять курс польских денег, он велел уничтожить ставшие военной добычей

кредитные билеты на сумму 768 тысяч злотых; он запретил сбор

продовольствия для нужд армии под квитанции, а приказал расплачиваться

наличными; строгими мерами поддерживал в войсках дисциплину, пресекал

мародерство, охранял памятники культуры.

Деятельность Суворова в Польше свидетельствует о том, что, будучи

гениальным полководцем, он обладал и крупным дарованием политического

деятеля. Его методы управления в Польше методы умного и вместе с тем

гуманного правителя. Но образ действий Суворова шел вразрез с программой

прусского, австрийского и русского правительств. Положение Суворова

становилось все более сложным: его постепенно оттирали на задний план,

отстраняли от участия в разрешении серьезных вопросов, отменяли отданные

им распоряжения.

В октябре 1795 года Суворова отозвали в Петербург. Его встретили с

небывалым почетом; но любезности не могли скрыть глубокой трещины, столь

резко проявившейся в течение последнего года. Впервые за все время,

казалось, созрел почва для прочного примирения правящей верхушки с

престарелым фельдмаршалом: нельзя не. оценить его услуг, нельзя не

считаться с популярностью его в армии и в Западной Европе. Ничто не

мешает, по-видимому, укреплению отношений императрицы с ее лучшим

военачальником. Но тут-то обнаруживается органическая невозможность

этого: Суворов по-иному мыслит, он не может попасть в тон екатерининского

двора. Главное, он этого не хочет. Придворная карьера не прельщает его.

Более того — он открыто высказывает презрение к нравам двора, к

процветающим там неискренности, угодничеству и утомительному веселью. Его

независимые суждения, его деятельная энергия служат олицетворенным укором

праздным вельможам и чиновным карьеристам. Поэтому, когда проходит нужда

в его поразительном таланте, становится лучше всего упрятать его куда-

нибудь подальше.

Так было всегда, так случилось и на этот раз. Суворова назначили

командующим одной из южных армий. Весной 1796 года он выехал в город

Тульчин, Подольской губернии, где и устроил свою штаб-квартиру.

«Наука побеждать». Конфликт с Павлом I.

Снова, как когда-то в Новой Ладоге, Суворов с жаром отдался обучению

войск.

«Всякий солдат к тому должен быть приведен, чтобы сказать ему можно

было: теперь знать тебе больше ничего не остается, только бы выученного

не забывать», — таков был лозунг Суворова в деле воспитания солдат.

Развивая мысль, высказанную еще Петром I (учить «яко и в самом деле»),

Суворов всемерно старался придать всякому учению характер подлинного боя.

Маневры происходили при непрестанной ружейной и артиллерийской стрельбе

(холостыми зарядами), так что атакующие бывали густо окутаны облаками

порохового дыма.

В Тульчине окончательно оформилась и была записана знаменитая

суворовская инструкция войскам: «Наука побеждать». Еще в Херсоне и затем

на походе в Польшу Суворов приказывал обучать войска составленному им

военному катехизису; большинство солдат знало это наставление наизусть.

Теперь оно получило окончательную редакцию.

«Наука побеждать» представляет собою дальнейшее развитие и углубление

«Полкового учреждения». Она построена на тех же принципах. В ней также

выражена мысль о едино» связи между техническими приемами обучения и

нравственным, моральным воспитанием. Войскам прививаются те же идеи о

необходимости порыва, энергии. Это свидетельствует о том, что сложившиеся

у Суворова взгляды на воспитание и обучение поисковых кадров остались в

существе споем неизменными. Но, разумеется, они получили гораздо более

яркое и точное выражение. То, что в «Полковом учреждении» было лишь

намечено, то в «Науке побеждать» обозначено со всей отчетливостью. Слог

«Науки» также несравненно более ярок; но своей образности, почти

афористичности он является подлинным шедевром, все и нем стремительно,

легко: урви, лети, л;»ми, скачи», тяжелые раины именуются «ветрами» и т.

д.

Основные положения «Науки побеждать» можно свести к следующему:

1. Огромную роль па войне играет моральное состояние поиск.

Необходимо, чтобы все бойцы стремились к победе и понимали путь, которым

их ведут к этой победе («Каждый воин должен понимать свой маневр»).

2. Победа достигается посредством наступления и разгрома главных сил

противника.

3. Одним из важнейших условий победы является быстрота, внезапность

удара.

4. Решающую роль в сокрушений врага играет штыковая атака.

5.Обучать солдат следует только тому, что пригодится на войне. Все

прочее, напрасно перегружающее солдата, надо отсечь; зато необходимому

солдат должен обучиться в совершенстве («Тяжело в ученье — легко в

походе»).

6. Командиры должны внимательно относиться к солдату и его нуждам.

7. Надо привить войскам внимательное, бережное отношение к мирному

населению и пленным.

«Наука побеждать» не обременяла солдат ничем, что не вызывалось бы

боевой надобностью, и в то же время давала им указания относительно

всего, что могло встретиться в бою и в походе.

Вскоре, однако, все изменилось, так как в ноябре 1796 г. умерла

Екатерина II, и новый император. Павел I (сын Екатерины II и Петра III),

стал проводить крайне реакционный курс. Опасаясь проникновения из Франции

«якобинской заразы» и стремясь при помощи военно-полицейской диктатуры

задушить в зародыше революционные идеи в России, Павел прибег к самым

чрезвычайным мерам. Широко раскинулись сети тайного политического сыска.

Весь уклад жизни подвергался строгой регламентации. По самым ничтожным

поводам людей хватали, сажали в тюрьмы, ссылали в Сибирь, били кнутом.

Тяжелее всех чувствовала гнет павловского режима армия. Была

восстановлена старая прусская форма: волосы солдат поливали квасом,

посыпали мукою и давали засохнуть мучной корке на голове; сзади к голове

привязывали железный прут в пол-аршина для устройства косы, на висках

приделывали войлочные букли. В службе завелась назойливая, мерт-г.ящая

мелочность. Оторванная пуговица у одного из солдат могла свести к нулю

отлично проведенные маневры.

«Солдат есть простой механизм, артикулом предусмотренный», — такова

была установка Павла I.

Трудно было найти более резкие противоположности, более различные

системы, чем те, которые насаждались Суворовым в Тульчине и Павлом в

Петербурге. Сосуществование их было невозможно. Они неминуемо должны были

столкнуться.

Суворов сразу занял непримиримую позицию по отношению к <прусским

затеям». Реформы Румянцева, Потемкина, его собственная сорокалетняя

деятельность — все шло насмарку. Русская армия отбрасывалась на

полстолетия назад, живой дух в ней подменялся мертвым, механическим

послушанием; боевая подготовка — шагистикой; национальные особенности —

слепой подражательностью прусским образцам. Суворов по-прежнему обращал

внимание не столько на мелочи службы и плацпарадность, сколько на боевую

выучку солдат и офицеров, на то, чтобы войска были тепло и удобно одеты и

сытно накормлены. Павел полагал, что солдат не должен мыслить. Суворов

пуще всего ненавидел слепое подчинение. Павел хотел внедрить прусские

порядки — Суворов отстаивал жизненность и превосходство национальных

русских военных обычаев. Павел относился к солдатам, как к своего рода

бездушным манекенам, — Суворов уважал в каждом солдате его человеческое

достоинство.

Найти общую почву тут было невозможно.

Деспотический император поступил в своей обычной манере: он решил

покарать и запугать непокорного фельдмаршала. В феврале 1797 г. Суворов

был уволен в отставку и вскоре после этого сослан в принадлежавшее ему

отдаленное поместье Кончанское (Новгородской губернии), под надзор

местных властей. Там опальный фельдмаршал прожил два года. 20

Павел I всячески преследовал его. Имя Суворова вытравлялось из армии;

идеи его подвергались гонению.

Павел все ждал, что старый фельдмаршал принесет повинную. При всем

своем сумасбродстве он понимал, какое неблагоприятное впечатление

производит ссылка Суворова не только в России, но и за границей. Видя

вокруг лишь покорность и поклонение, Павел не сомневался, что и старик-

фельдмаршал скоро уступит и если не присоединит прямо своего голоса к

хору восхвалений, то выразит хотя бы согласие вернуться в ряды армии на

вторые роли.

Но время шло, а Суворов не сдавался.

Передовые люди тогдашнего русского общества с восхищением следили за

неравной борьбой опального фельдмаршала с деспотическим монархом. Г. Р.

Державин писал по этому поводу:

Смотри, как в ясный день, как в буре

Суворов тверд, велик всегда.

Ступай за ним — небес в лазуре

Еще горит его звезда!

Хотя Павел I и держал Суворова в ссылке, но мнения кончанского

отшельника живо его интересовали. Обдумывая план войны с Францией, он

подослал к Суворову генерала Прево де-Люмиана, в упор поставившего вопрос

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать