Анализ рентабельности предприятия

 

3.3. Анализ коэффициентов рентабельности, эффективности

хозяйственной деятельности предприятия


Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

ü                 показатели, характеризующие прибыльность продаж;

ü                 показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;

ü                 показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Так как основным критерием оценки эффективности деятельности предприятия является прибыль, то именно для правильности расчетов и анализа показателей рентабельности в таблице 2 приведен расчет валовой (стр. «а») и чистой (стр. «в») прибыли.

Приведенные в таблице 2 показатели общей (стр.2) и чистой (стр.3) рентабельности характеризуют не только увеличение валовой и чистой прибыли соответственно, но и снижение реальной стоимости имущества, что заслуживает далеко не положительной оценки.


 Таблица 1

Показатели эффективности хозяйственной деятельности фирмы

Показатель

Способ расчета

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1.Показатели прибыли

а) показатель подсчета валовой прибыли

[Чистая выручка от реализации]-[себестоимость реализованной продукции]

170

249

-51

507

1312

б)коэффициент валовой прибыли

[Чистая выручка от реализации]-[себестоимость реализованной продукции]/[Чистая выручка от реализации]

0,3

0,3

-0,1

0,3

0,4

в)показатель подсчета чистой прибыли

[Валовая прибыль]-[налоги, относимые на финансовые результаты(стр.110 ф.№2)]

170

249

-70

162

680

2.Общая рентабельность предприятия

[Валовая прибыль]/[средняя стоимость имущества]

222%

90%

-26%

186%

1027%

3.Чистая рентабельность предприятия

[Чистая прибыль]/[средняя стоимость имущества]

222%

90%

-35%

59%

532%

4.Коэффициент рентабельности продаж

[Чистая прибыль]/[чистая выручка от реализации]

33%

27%

-11%

11%

22%

5. Показатели рентабельности активов

а) коэффициент рентабельности активов

[Чистая прибыль]/[активы]

30%

29%

-7%

11%

24%

 

б)коэффициент рентабельности основного капитала

[Чистая прибыль]/[основной капитал]

158%

84%

-23%

64%

340%

 

6. Показатели рентабельности собственного и заемного капитала

а)коэффициент рентабельности собственного капитала

[Чистая прибыль]/[собственный капитал]

36%

35%

-8%

11%

24%

 

б)коэффициент эффективности инвестированного капитала

[Чистая прибыль]/[собственный капитал+ долгосрочный заемный капитал  ]

30%

29%

-7%

11%

24%

 

7.Рентабельность производственной деятельности

[Чистая прибыль (стр.14 )]/[валовые издержки (стр.7).]

49%

37%

-10%

16%

39%

 

 

Рентабельность продаж (оборота)

Уровень рентабельности продукции определяется отношением прибыли от реализации продукции к сумме выручки от реализации без налога на добавленную стоимость (НДС). Этот коэффициент показывает, сколько прибыли имеет предприятие с 1у.е. продаж.


График 1

Для расчета уровня рентабельности продукции, изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются формы № 1 и №2 бухгалтерской отчетности.

Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что на анализируемом предприятии рентабельность продаж носит постоянно изменяющийся характер, для наглядного пояснения приведена динамика продаж и закупки сырья (График 1).

Рентабельность в 1 году составила 33%, это объясняется благоприятной экономической ситуацией: организация смогла осуществить 15 продаж при средних ценах 34,6 у.е., несмотря на молодость. В целом фирма придерживалась стратегии «гонка за лидером» и, скорее всего, именно грамотная политика конкурента привела  к положительным результатам деятельности в 1 году. Отрицательным моментом являются средние издержки, которые составили 23,3 у.е. на единицу продукции (в связи с покупкой оборудования, расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)).

Во 2 году усилилась конкуренция, но в общем экономическая ситуация для фирмы оставалась благоприятной. В этом году руководство фирмы пришло к выводу, что необходимо увеличить производственные мощности и, как следствие, увеличить количество работающих (обслуживающий персонал и коммивояжер), а также затраты на НИОКР. Найм коммивояжера сказался отрицательно на уровне средних издержек в дальнейшей деятельности. Это не было острой необходимостью – можно было обойтись лишь наймом обслуживающего персонала и каждый год расходовать средства на рекламную политику, что с точки зрения экономии выгоднее. Как следствие, средние издержки возросли до 24,6 у.е. на единицу продукции. Уровень рентабельности продаж во 2 году снизился на 6%, хотя объем продаж увеличился, но снизились средние цены продаж – 33,9 у.е.

Критическим для фирмы оказался 3-й год. Резко изменилась внешняя среда, к чему руководство фирмы не было готово. При наличии острой конкуренции спрос на продукцию существовал, но в связи с высокими издержками фирма боялась продавать свою продукцию ниже себестоимости. Объем продаж и средние цены снизились, но увеличились средние издержки на единицу продукции (26,6 у.е.). Это связано с увеличением расходов на НИОКР, что в данном случае было необходимо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать