Анализ состояния туризма в г. Серпухов

В советское время храм уничтожен перестройками под нужды районной психиатрической больницы, занявшей и его, и дом причта.

Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Иванова Гора.

Проезд: по старому Симферопольскому шоссе до пос. Пролетарский.

Церковь Михаила Архангела в селе Нехорошево

Устроена из кирпича на старом Юшковском погосте в 1691 году на месте деревянного храма, отмеченного под 1617 годом. Общая композиция церкви, традиционная для зодчества XVII века, сочетается с декоративными формами московского барокко. Здание состоит из кубического объема четверика, завершенного карнизом и поясом кокошников, небольшой трапезной и шатровой колокольни. В 1860 году, когда селом владел князь Н. С. Вяземский, боковые фасады храма были застроены приделами, что повлекло за собой ряд изменений в облике храма. В 1880-е годы село Нехорошево было одним из ведущих культурно-просветительских центров Московской епархии, известным не только в России, но и далеко за ее пределами. При храме существовала церковно-учительская школа, попечителями которой были баронесса С. М. Энгельгардт и Иван Андреевич Хутарев. При участии семейства Хутаревых церковь была перестроена и заново расписана. В 1884 году появилось двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы.

В советское время храм был закрыт (в 1937 году) и разграблен. Судьба последнего настоятеля и его семьи неизвестна. С закрытием школы в 1984 году перестало существовать и село Нехорошево.

В 1999 году храм был возвращен Православной Церкви. Ведутся восстановительные работы. Частные богослужения совершаются еженедельно.

Духовенство: священник Алексий Лебедев - настоятель.

Адрес: Московская обл., Серпуховской р-н, с. Нехорошево.

Проезд: от автостанции г. Серпухова автобусом № 23 до деревни Съяново-2, далее пешком 2 км.

Нехорошево

В 25 километрах вверх от устья реки Нары, на высоком лесистом берегу, все еще красиво смотрится со всех сторон полуразрушенная кирпичная церковь с погостом в окружении заброшенных зданий. Добраться сейчас сюда проще всего рейсовым автобусом "Серпухов - Съяново", перейти по мосту на левый берег Нары, а оттуда 2 километра пешком вниз по течению. Есть второй вариант. От церкви Успения, что в старых Кузьменках, по новой дороге до деревни Лисенки, оттуда останется один километр по грунтовой дороге спуститься к Наре. Кто и почему этот красивейший уголок нашего края назвал нехорошим? Что здесь было: хутор, выселок, деревня, село или погост? На эти и другие вопросы пока ответов не найдено.

С 1874 по 1937 годы в восьми источниках указывается, что это место называлось "село Нехорошее", при котором был "погост Нехороший", а с 1616 по 1890 годы "село Нехорошее" или "погост Нехорошево".

Со словом "село", как правило, отождествляется крупный населенный пункт с церковью, либо погост с церковью. В этом же селе больше 7-ми дворов никогда не было (обычно 4 - 5 домов), а самое большое число жителей было отмечено в 1771 году, когда там было 53 человека. В остальное время здесь проживало постоянно менее 20 человек. Название "погост Архангельский" упоминается в 4-х источниках с начала до середины XIX века.

Версия о том, что название Нехорошево связано с фамилией помещицы Е. А. Недоброво, не соответствует действительности, так как в Серпуховском уездном суде рассматривалось "дело № 1013 о вводе во владение имением прапорщика Недоброва Е. В. погоста Архангела Михаила" с 27 июня 1819 года по 16 июня 1821 года, а название Нехорошево существовало за два века до этого, да и шумного села здесь никогда не было.

В "Кратких сведениях о церквях Московской епархии" указывается, что "... Нехорошее Серпуховского уезда, церковь построена в 1691 году. Пределов два: Михаила Архангела, Святого Николая. В приходе дворов 215; душ мужского пола - 818, женского - 951".

Надо полагать, что это самая древнейшая каменная церковь в серпуховском районе, дошедшая до нас.

Церковь Николая Чудотворца с. Лукьяново

Адрес: Московская область, Серпуховской район, с. Лукьяново.

Духовенство: протоиерей Андрей Мышонков - настоятель.

Церковь Николая Чудотворца (храм святителя Николая Чудотворца) была построена в 1835 г. как домовая усадебная церковь. Своей земли у храма не было. В 1854 г. к церкви была пристроена колокольня.

Храм является образцом небольшого сельского культового сооружения, выполненного в стиле позднего классицизма. Храм представляет собой единое прямоугольное в плане здание с пристроенной с запада колокольней. Единое снаружи здание внутри расчленено пристенными пилонами на три части: восточную - алтарь, западную - притвор и центральную - собственно храм. Центральная часть перекрыта широким световым барабаном, боковые фасады выделены четырехколонными портиками.

В советское время храм был закрыт и разорен, разрушены колокольня и главка, церковь перестроена под нужды производства и использовалась как производственный цех.

Церковный староста Василий Федорович Аманов расстрелян 20 марта 1938 года.

В сентябре 2000 г. назначен настоятель. Первая Литургия отслужена в Престольный праздник 19 декабря 2002 года. С этого дня Литургия служится регулярно не реже одного раза в неделю, совершаются приходские требы. Действует воскресная школа (младший класс), благотворительная столовая; имеется библиотека.

Проезд: по шоссе Москва - Крым, у поста ДПС "105 км" поворот на с. Лукьяново.

 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Тульчино

В XVI в. село Тульчино упоминается как вотчина Пафнутьево-Боровского монастыря. В селе был деревянный храм. В 1839 году вместо старой обветшавшей церкви на средства прихожан был построен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святого Илии Пророка. В 1888 году при храме начала действовать церковно-приходская школа построенная на средства прихожан. В 1930 году церковь была закрыта и затем какое-то время использовалась как зернохранилище. С 1960-х гг. здание храма, став бесхозным, превращается в руины.

До 1930 - 1950-х гг. вид на долину Оки, с белеющими на фоне лесов левого берега и высящимися на холмах правого берега храмами, потрясал и очищал душу. Описание его оставил родившийся в с. Липицах священномученик архиепископ Илларион. "Широка, просторна страна родная! Бедна она внешними эффектами, но богата красотами духа! И есть всего одно украшение смиренных селений... Божьи храмы с колокольнями смотрятся в зеркало русских рек. С детства привык я видеть такую именно картину на своей родине, на берегах родной Оки. Войдешь у нас в Липицах на горку позади села, посмотришь на долину реки, верст на сорок видно вдаль. Только в ближайших деревнях своего и соседнего прихода разбираешь отдельные дома, а дальше заметны лишь здания Божьих храмов: красная тешиловская церковь, белая церковь в Лужках, в Пущине, в Тульчине, а на горизонте в тумане высятся каширские колокольни... Приедешь, бывало, домой на Пасху. Выйдешь к реке. На несколько верст разлилась, затопила всю равнину. И слышишь по воде со всех сторон радостный пасхальный трезвон во славу Христа воскресшего... Ярко, ласково светит весеннее солнышко, шумно бегут мутные потоки, важно расхаживают по земле грачи, вся земля проснулась и начала дышать, зеленеет уже травка. Оживает природа, и смиренный народ справляет праздник Воскресения. Слышишь, бывало, как несется над рекой пасхальный звон, будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный".

Все так же течет Ока, но нет уже храмов в Спас-Тешилове и Пущино, разрушенных в середине XX в. Не белеет разоренная церковь в Лужках. Восстанавливается храм в Липицах, но когда еще вновь поднимется его разрушенная колокольня... За несколько десятилетий уничтожено все, что создавалось столетиями и очищало душу. Последствия долго будут отзываться.

Преодолев крутой подъем, по широкой улице с. Тульчино поднимаемся на самый верх, где стоит в стороне от домов разоренный в 1930-х гг. храм Рождества Божией Матери (построен в 1839 г.) Даже лишенный завершения колокольни, колонных портиков, крыши и окон, он все равно является центром, организующим пространство, окрестные безлесные поля.

В 1999 году зарегистрирована община православных верующих. Здание церкви передано общине в 2000 году.

Духовенство: протоиерей Дионисий Крюков - настоятель.

Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Тульчино.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт. № 126 до г. Пущино, далее пешком 7 км.

Тульчино

Село - центр монастырской волости, о котором в Писцовых книгах XVI века сообщается: "В Тешилове же стане вотчина Рождества Пречистые Богородицы Пафнутьева (Боровского) монастыря: село Тульчино, на реке на Оке, а в селе церковь Воскресения Христова, деревянна, клетски, а в ней образы и книги, и все церковные строения... (3 двора духовенства)... 6 келий, а в них живут нищие, питаются с церкви... деревня Олферчищева, на речке на Бредеи... деревня Безнино на Безнинском враге... да сельцо Балково... Всего в них двор монастырский да 54 двора крестьянских, 14 бобыльских и 1 двор пуст... да Пафнутьева монастыря игумена Тихона с братнею рыбные ловли на Сенкине перелозе на реке Оке". Под селом озеро Поганое и Попово на окской пойме.

Сохранились хозяйственные книги Пафнутьево-Боровского монастыря за 1701 год, где перечислены повинности крестьян волости. А они таковы: крестьяне должны были обрабатывать монастырские пашни по 0,5 десятины на двор. Кроме того, с них взимался натуральный оброк по 3,2 копны сена, 1,5 сажени дров, 16 штук досок; по одной мере сметаны, одному сыру, 20 штук яиц, один четверик грибов "больших", 2 сажени грибов "ниточных" и по ведру груздей с каждого двора. Грибы взимались в урожайный год.

В 1763-1787 годах земли у монастырей были отобраны правительством, перешли в ведение Коллегии экономии, и с тех пор Тульчино, Балково и Алфертищево стали называться экономическими.

В 1701 году в Тульчино находился 51 двор; в 1859 - 53 двора, 357 жителей.

В 1839 году вместо старой обветшавшей церкви на средства прихожан был построен каменный храм во имя Рождества Богородицы с приделом во имя пророка Илии. В новый храм перенесли из старой церкви старинные иконы и деревянную скульптуру "Христос в темнице", ценную своей древностью. С 1888 года при церкви начала действовать школа, построенная на средства прихожан. За всю свою историю село ни разу не побывало в частном владении и помещичьей усадьбы в ней никогда не было. Управлялось село выборным старостой, а все важные дела решал сельский сход - общее собрание всех дворовладельцев села.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать