Ислам в новое и новейшее время

МУХАММАД (Мухаммед, Магомет)


Ахмад Абд Аллах (около 570-632) из рода хашим родоплеменной группы курайш основатель рели­гии ислама и первой общины мусульман. По представлению мусульман - пророк Аллаха и его по­сланник, через которого был передан людям текст Корана.

Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать - через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда Абд ал-мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по ко­торому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ха­нифов. Когда Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем - речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман - Коран. Первона­чально Магомет испугался начавшихся “откровений” , но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби) , чтобы нести людям слово божье. Первые “открове­ния” , которые Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали рас­пространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собра­лась группа сторонников, частью из знатных родов, частью - из низов мекканского общества. Мек­канская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая пря­мую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милост­ливым (Рахман) , его величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным им ис­ториям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что проро­чество Магомета явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих. В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-уззы и Манат, а мекканцы - пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший гла­вой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве. Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжав­шим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках убежища поездку в Таиф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там изыческие и при­нявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого су­дьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую

миссию как основу его авторитета. Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал на­зываться Мажинат ан-наби (“город Пророка” ) или просто ал-Мадина (Медина) . Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера об­щины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из Мекки мусульмане мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет надеялся также найти религи­озную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иеруса­лим. Однако они отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем “лицемеров” (мунафикун) . Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке - “печати пророков” , иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница, объявляется о святости ал-Кабы и перво­степенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней моля­щиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла) . В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раз­дела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры. Начи­нает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В “откровениях” появляются требования особого почтения к Магомету, ему “ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других. Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы религиозного учения, ри­туала и организации общины. Эти принципы были выражены в “откровениях” и частично - в вы­сказываниях, решениях и поступках самого Магомета. Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах - на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с му­сульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане по­несли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва. Тесные связи внутренней мединской оппози­ции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Ма­гомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой. В 628 году боль­шое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки. Пере­говоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра) . Тем време­нем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. В этих условиях продол­жались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско беспрепят­ственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Кабе, очистил ее от языческих идолов. Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада) . Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместни­кам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана

послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враж­дебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной сте­пени включенной в политическое объединение, возглавляемое Магометом. В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения - распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экс­педицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был от­равлен. Похоронен он в главной мечети Мединны (Мечети Пророка) . Со смертью Магомета пре­кратился прямой “контакт” общины с Аллахом, ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета - Абу Бакр. После смерти Хадиджи Магомет заключал боль­шое количество браков. Право Пророка перевысить разрешенное для мусульманина число жен (че­тыре) было специально обосновано кораническим “откровением” . В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными родо-племенными группами. Любимой женой Магомета предание считает Аишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета также пользовалась коптская не­вольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины. Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж за его двоюрод­ного брата и верховного друга Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей - ал-Хасана и ал-Ху­сайна - происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” - саййиды и шарифы. В современной науке существует общее мнение, что Маго­мет действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Магомета (сира) , в преданиях о его словах и поступках (хадис) , в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содер­жится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка. Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными чертами. В Коране неод­нократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры по­степенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, напри­мер, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце, или ле­генда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутст­вии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало. В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, лю­бострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как на­пример, о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился

порой объектом тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета обманщиком, использовавшим религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.д. Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Магомета, вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, “демо­кратизм” с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью. Реальные результаты дея­тельности Магомета и тот образ пророка и правителя, основу для которого он создал своей жиз­нью, определяют значение роли и личности Магомета в средневековой истории Востока и Запада.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать