Основы стандартизации

Украина

Госстандарт Украины


В 1995 г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ.

Членами МГС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации 12 государств-участников Соглашения (табл. 1.6). МГС открыта и для других государств, признающих ее принципы и присоединяющихся к Соглашению.

Основные положения  системы МГСС изложены в следующих нормативных документах:

ГОСТ 1.0 – 92. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения;

ГОСТ 1.2 – 97. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены документов по межгосударственной стандартизации;

ГОСТ 1.5 – 93. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ПМГ 02 – 93. Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации;

ПМГ 04 – 94. Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;

ПМГ 05 – 94. Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов;

ПМГ 13 – 95. Порядок разработки и ведения межгосударственных классификаторов;

ПМГ 14 – 96.  Положение о гармонизации классификаторов технико - экономической и социальной информации;

ПМГ 22 – 97. Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов;

РМГ 19 96. Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии;

РМГ 24. Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами.

Целями межгосударственной стандартизации в соответствии с

ГОСТом 1.0 являются:

защита интересов потребителей и каждого государства – участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;

содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства стран – участников Соглашения;

устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств – участников Соглашения на мировых торговых рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;

содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств – участников Соглашения при возникновении природных и технологических катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.

Объектами межгосударственной стандартизации являются:

общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык;

типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.);

совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные;

справочные данные о свойствах материалов и веществ;

объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);

объекты крупных межгосударственных социально – экономических и научно – технических программ;

взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.

В рамках СНГ действует “Cоглашение о взаимном признании результатов сертификации”.

В области метрологии реализуются программы совместных работ в нескольких направлениях: передача размеров единиц  физических величин; разработка и пересмотр основополагаю­щих межгосударственных нормативных документов по метро­логии; создание и применение стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; методы неразрушающего контроля.

Рабочими органами МГС являются постоянно действующий техни-ческий секретариат с местом пребывания в Минске. Органами по разра-ботке стандартов являются межгосударственные технические комитеты (МТК), которых создано свыше 200. Благодаря деятельности МГС сохра-нено около 25 тыс. государственных, 40 тыс. отраслевых стандартов, 35 классификаторов технико-экономической информации, 140 метрологичес-ких эталонов физических величин. За период до конца 1996 г. принято новых и пересмотрено  более 2000 межгосударственных стандартов.

МГС стремится к расширению сотрудничества с международными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации (ИСО, МЭК, СЕН). Уже имеется соглашение с Европейским комитетом по стандартизации (СЕН) о прямом (безвозмездном) применении европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ. В случае использования этих стандартов все национальные стандарты в данной области, противоречащие евронормам, должны быть изъяты из обращения. При этом в СЕН в обязательном порядке направляются копии стандартов, являющихся прямым применением евронорм.


1.6.2.  Порядок разработки межгосударственных стандартов

В рамках деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Российская Федерация может участвовать в разработке межгосударственных стандартов в следующих случаях:

в рамках межгосударственных технических комитетов (МТК), ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию;

в качестве автора стандартов (вне рамок МТК);

при рассмотрении проектов стандартов, авторами которых являются другие государства – участники Соглашения или МТК, ведение секретариатов которых возложены на эти государства.

Разработка проектов межгосударственных стандартов МТК, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию, в соответствии с ГОСТом Р 1.8 осуществляется в следующем порядке:

1-я стадия — организация разработки стандарта;

2-я стадия — разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв;

3-я стадия — разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование;

4-я стадия — принятие проекта стандарта и его регистрация.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследо-вательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации (в том числе по межгосударственной стандартизации); прогрессивные национальные стандарты государств-участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

Организация разработки стандарта возлагается на российскую часть МТК (российский ТК, аналогичный данному МТК) в соответствии с порядком, установленным ГОСТом Р 1.2 (см. п. 1.3.6).

В зависимости от источников финансирования разработка стандарта осуществляется на основе договора, заключаемого с Госстандартом России (Госстроем России), другими государственными органами управления Российской Федерации, национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) государств-участ-ников Соглашения, другими государственными органами управления этих государств, заинтересованными предприятиями, организациями, общественными объединениями, расположенными как в Российской Федерации, так и в других государствах-участниках Соглашения; техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации или с секретариатом Межгосударственной научно-тех-нической комиссии по стандартизации и техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС).

При необходимости может быть составлено техническое задание на разработку стандарта (как приложение к договору или в качестве самостоятельного документа).

Разработку первой редакции проекта стандарта осуществляет рабочая группа (предприятие, организация) и направляет его с пояснительной запиской в МТК.

Секретариат МТК проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на его разработку, требованиям ГОСТов 1.0 и 1.5 и направляет его полномочным представителям государств-членов МТК или (если они не определены) национальным органам по стандартизации, или национальным органам управления строительством этих государств.

Полномочный представитель Российской Федерации в МТК совместно с российской частью секретариата МТК проверяют проект стандарта на соответствие требованиям взаимоувязанных с ним государственных стандартов Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, и направляют его (с пояснительной запиской) на отзыв членам аналогичного российского ТК, научно-исследовательской организации Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК, заказчику разработки стандарта (если им не является Госстандарт России или Госстрой России), другим заинтересованным предприятиям, организациям, государственным органам управления Российской Федерации (в том числе органам государственного контроля и надзора) с учетом полученных заявок.

Секретариат МТК рассматривает все полученные отзывы и направляет их разработчику проекта стандарта для подготовки окончательной редакции.

Разработка и рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта осуществляет МТК с учетом поступивших отзывов.

При этом в разработке окончательной редакции проекта стандарта могут участвовать представители других государств-членов МТК по предложению их национальных органов.

Рассылка проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение полномочным представителям государств-членов МТК осуществляется секретариатом МТК одновременно с рассылкой проекта стандарта (окончательной редакции) на рассмотрение предприятиям (организациям) Российской Федерации.

Согласование и принятие проекта стандарта, а также его регистрация  производятся по процедуре, изложенной в ГОСТе Р 1.8.

Если после повторного рассмотрения проекта стандарта, разработка которого полностью финансируется Российской Федерацией, большинство (более половины) полномочных представителей заинтересованных государств - членов МТК возражает против принятия предложенного проекта стандарта, Госстандарт России (Госстрой России) по предложению российской части секретариата МТК может принять решение об оформлении на его основе (первоначального или доработанного варианта окончательной редакции) проекта государственного стандарта Российской Федерации. Это решение доводится до полномочных представителей других государств-членов МТК и технического секретариата (секретариата МНТКС).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать