Особенности богородичного движения в России

Как и во всём Вселенском Православии, в Богородичной ветви широко почитаются иконы, а также скульптурные изображения Божией Матери и святых. Однако, кроме общепринятых, в ПЦБМД имеются особенности священных изображений, свойственные только ей. Церковь допускает своё истолкование смысла традиционных изображений, а также отход от сложившихся со временем канонов при следовании иконописным подлинникам. С другой стороны, напрашивается суждение о том, что церковь формирует и отчасти уже имеет свой способ иконописного выражения богословия и святых образов. 

Остановимся на некоторых иконах, представляющий большой интерес для нашего исследования. Тем более, что иконописное искусство церкви  также можно считать ''богословием в красках " (Е. Трубецкой),выражающее также аспекты историософского социального учения.

Державная икона Божией Матери является одной из наиболее чтимых икон в церкви, пожалуй, такого её почитания нет ни в одной другой церкви Вселенского православия. Согласно церковным повествованиям её явление произошло 15 марта 1917 года в день, когда Император Николай II подписал отречение от Российского престола. Известно, что эта икона была найдена в запаснике, чуть ли не на чердаке, храма Вознесения Господня в Коломенском под Москвой. В ночь перед днём обретения иконы женщине, которая указала её местонахождение, во сне явилась Пресвятая Богородица и указала, где следует искать икону. На иконе изображена Божия Матерь с регалиями царской власти  скипетром и державой, с младенцем Иисусом на руках. На некоторых копиях иконы можно заметить даже то, что Младенец движением Своей руки препоручает державу Божией Матери. Такого изображения Божией Матери древняя традиция не знала. Священники ПЦБМД говорят, что это не просто икона, когдато забытая,
а потом обретённая, а преображённый образ Божией Матери Оранта (Знамение), на которой Божия Матерь изображена без Младенца, с распростёртыми руками. Она является уже в новой ипостаси  Богомладенец рождён, весь мир и Россия, в частности, входит в новую эпоху. Смысл её явления именно в час отречения Императора в том, что Богоматерь взяла в этот момент власть над Россией в свои руки. Божия Матерь образует среду, в которой дьявол не может действовать. Она пришла в мир для того, чтобы помочь человечеству победить грехи и пороки, овладевшие им, Её Царство  это Царство Святого Духа. Вместе с тем, Богоматерь при любом подобном событии, при любом откровении просит исполнить Её волю и предупреждает о том, что будет, если не исполнить Её просьбу. Как правило, Её явления остаются замеченными только самым узким кругом людей, Её воля не исполняется, мир преследуют трагедии. Трагические события, последовавшие за этим явлением  следствие того, что преображение иконы не было никем замечено. Люди, почитавшие этот образ при советской власти, расстреливались без суда.

В ПЦБМД существует много копий этой иконы, они могут различаться фоном, на котором изображена Богоматерь  это может быть синее небо, где справа
и слева от Богоматери изображены ангелы, а над головой  Св. Дух в виде голубя. Иногда на небе можно увидеть изображение радуги  символа завета Бога с человеком, существуют иконы, на которых Богоматерь изображена на фоне Собора Василия Блаженного и Вознесенского храма в Коломенском.

В Тверском храме хранится ещё одна, также наиболее чтимая икона Божией Матери "Жена облечённая
в Солнце". На этой иконе Божия Матерь стоит над Соловецким островом на фоне солнца. В одной Её руке  ковчег, в другой  копьё, которым Она пронзает змия. Согласно учению церкви,  икона, связанная с будущими социальными преобразованиями,  символизирует тайну рождения свыше, наступление Богоцивилизации. Бог желает преобразить мир, в муках и скорбях изменяет человечество.
В муках рождалась церковь на Соловках, почти через 80 лет она явилась в мире. Так и всё на земле  скоро всё будет новым, останется только то, что благословляет Бог, то, что уже имеет черты Царствия.

Среди других образов можно выделить икону "Пресвятая Богородица, воскрешающая Русь".  По одному из преданий церкви этот образ явился в откровении одной из верующих во время паломничества в Дивеево и воссоздан по её описанию. На этой иконе Божия Матерь предстаёт в белых одеждах, держащей в руках плат с изображёнными на нём крестами. От плата разливается яркий свет, достигающий земли. Также на землю падают кресты  это малые уделы, предназначенные для каждого человека. Присутствующие на земле люди ведут себя поразному: одни стараются подойти ближе к этому свету и взять в руки крест, исполнив этим волю Бога, другие, не готовые к этому и не хотящие расстаться с грехами  разбегаются, не сумев стерпеть неземного сияния, оно их обжигает. На небе с обеих сторон Божией Матери  семь Дев, символизирующих Девство. Каждая из Дев имеет свою ипостась и олицетворяет какуюлибо добродетель  премудрость, чистоту, жертвенность и т. д. Вверху иконы изображены святые, обретшие великую славу у Бога, стоящие, по учению церкви, у самого Его Престола  преп. Серафим Саровский и свят. Николай Мирликийский.

Здесь же следует отметить, что понятие о том, кто считается святым, несколько отличается в ПЦБМД от взглядов, господствующих в современном православии. Прежде всего, в данной церкви почитаются кроме православных и католические святые, такие, как св. Тереза Младенца Иисуса, Максимилиан Мария Кольбе, Бернардетта Субиру, блаж. падре Пио и многие другие. По словам священников, не почитаются католические святые, какимто образом связанные, например, с гонениями на инакомыслящих (Игнатий Лойола). Вместе с тем, в ПЦБМД не почитаются православные святые, канонизированные
в политических целях, например, чтобы оправдать деяния какоголибо монарха, для канонизации которых не было самого важного условия  народного почитания после смерти. Представители Богородичной ветви Русского православия считают, что важнейшим условием святости и канонизации является присутствие силы Св. Духа в человеке. Одним из ярких примеров служит Иосиф Волоцкий  идеолог стяжательства в  дореволюционной церкви.
О нем о. Иоанн говорит так: "Ни один прожжённый атеист, ни один монгольский хан, варвар и откровенный враг Христов не смог бы причинить больше зла Святой Руси, чем канонизированный…Волоцкий"37. Могут почитаться как святые и люди, которые не были канонизированы в привычном смысле этого слова  на Соборе. Так, в резиденции архиеп. Иоанна в Гефсиманской обители находится икона Всех святых Российских. Среди них, кроме официально прославленных РПЦ и ПЦБМД  святых  Царственных мучеников, Соловецких старцев,
свв. Иннокентия Балтского, Евфросинии Почаевской, Матроны Московской38 и др. можно заметить изображения монахини Марии (Скобцовой), священника Александра Меня,  Патриарха УАПЦ Димитрия (Яремы), не так давно скончавшихся непосредственных служителей ПЦБМД. Священнослужители церкви говорят, что очевидная для всех праведность человека при жизни даёт основание полагать, что после своей смерти он молится об оставшихся на земле людях у Престола Бога, и живые могут обращаться к нему с просьбой о такой молитве. Ведь Бог уже прославил его без земной канонизации.

С темой о мученичестве соловецких узников или второй Голгофы связаны также некоторые иконы оригинальной иконографии.

В упомянутом Тверском храме Новомучеников Российских находится икона "Братство Серафимово". На ней видим св. Серафима Соловецкого и двенадцать Соловецких старцев, "омывших своими слезами и кровью грехи России". Внизу иконы изображено Белое море, посреди которого  Соловецкий остров. Белое море  помимо моря, в котором расположены Соловки  символизирует море слёз Богоматери и Соловецких святых. Над островом на иконе изображено облако, на котором стоят
св. старцы. Над ними  свет от огромного креста. Справа от креста изображена плачущая Богоматерь, стоящая на другом облаке, в центре креста  Соловецкий Агнец. 

В Триникольской обители находится икона "Богородица  Праматерь земли Русской". Согласно преданию церкви Божией Матери, её прототип хранился в Белогорском монастыре под Пермью. На ней изображена Богородица в образе Оранты, в древнерусском одеянии, с крестом на шее. Слева от Неё крест (Голгофка), с правой  меч, жезл и копьё (меч и копьё  духовные символы, обозначают орудия борьбы с грехом, жезл  царственный знак). Голова Богоматери изображена на фоне восьмигранника  одного из главнейших богородичных символов, он связывается с Неопалимой Купиной. Эта икона символизирует переход Руси от языческой Софийности к православной Богородичности. Богоматерь не желает разрушить старые святыни, но желает обогатить их совершенной духовностью Христианства.

Часто использующимся символом в ПЦБМД является омофор, это тоже один из важнейших богородичных символов. Его изображают на иконах Богоматери. Все епископы и священники имеют омофор, его носят во время богослужений. Омофор символизирует Пренебесную чистоту и покров Божией Матери над миром.

Как уже отмечалось, большое место в обрядовой практике и литургическом действе ПЦБМД занимают хоругви  знамёна, на которых мистически отображены духовные события. Изображения на них также представляют большой интерес и проникнуты символикой.  В резиденции архиеп. Иоанна хранится хоругвь с изображением Богоматери, попирающей змия. Богоматерь изображена на фоне солнца, стоящей на голове змия, в руках Её  Младенец Иисус Христос. Хоругвь иллюстрирует событие последних времён  победу над Антихристом войска ангелов, во главе которого встанет Царица их и всей Вселенной  Божия Матерь. Солнце  согласно некоторым толкованиям, символизирует Свет Христов.

Как уже было отмечено, хоругви используют во время Литургий в храмах, где нет иконостаса. Священнослужители устанавливают хоругви друг около друга, что образует как бы алтарную перегородку. Этим способом установления хоругвей пользуются в момент Евхаристического Канона.

Кроме хоругвей в ПЦБМД в богослужениях употребляются флаги. Флаг является воинским символом,
в частности, начиная с ветхозаветной традиции, символом и небесных воинов  ангелов. Хоругви и флаги носят во время церковных процессий. Ещё в Ветхом завете был обычай торжественного шествия с Ковчегом Завета. В христианстве он был сохранён. Земные процессии являются символическим изображением шествий ангелов на небесах.

Несколько слов следует сказать о цвете облачений духовенства ПЦБМД. Известно, что в первые века
христианства одежда служителей христианской церкви не имела установленного канонами цвета и далеко не всегда имела чёрный цвет. В настоящее время в ПЦБМД священники и монахи часто носят одежды синего цвета
это цвет Св. Духа и Божией Матери. Можно встретить также повседневную одежду фиолетового, белого, малинового цвета. На 23ем Соборе, проходившем в Москве (02.11.03 г.), несколько десятков священнослужителей были одеты в новые облачения, в которых преобладало сочетание желтого и белого цветов. В заключение обзора особенностей религиозной практики следует заметить, что церковь не устанавливает и не берет плату за совершение таинств обрядов и треб. Более того, автор был удивлен тем, что в конце литургии никто из служителей не проходил по рядам верующих для тарелочного сбора денег. Главные материальные поступления в церкви, действительно, от пожертвований, но для них организованы специальные места с установленными ящичками и другими подобными предметами для самостоятельного и добровольного внесения пожертвований прихожанами.   

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать