Особенности древнескандинавской мифологии

По Скандинавской мифологии вся вселенная состоит из девяти миров. Вообще магическое число девять у скандинавов часто фигурирует: Тор, убив, в поединке змея Ёрмунганда, шагнул девять шагов и сам пал, кольцо Драупнир, подаренное Одину карликами на девятую ночь, создавало восемь таких колец, так же было девять дочерей Одина, воинственных валькирий. Главные Миры - это Асгард, где живут Боги Асы, Мидгард, «то, что огорожено», место людей, и Нифльхейм, царство Хелль, где вечно холодно. Кроме них еще: Ётунхейм, где живут великану Ётуны, Альвхейм, где живут альвы или карлики, Ваны жили в Ванахейме, карлики-дверги жили в недрах гор в Нифльхейме.

В центре было большое Мировое дерево - ясень Иггдрасиль, что означает «конь Игга» (Игг это одно из имен Одина), оно пронизывает своими корнями три главных мира вершиной, упирается Асгард, а низ его в Нифльхейме. Вокруг него лежит огромный змей, корни грызет дракон Нидхёг, надеясь погубить людей и Богов. Под каждым миром бьет свой ключ, один ключ в Нифльхейме, под Ётунхеймом, всякий кому доведется испить из него, обретает знание и мудрость. Ведь род исполинов – древнейший. Но самый священный источник бурлит под тем корнем, что оказался на небе. Такова его священная сила, что все попавшее в его воду становится белым, как пленка под скорлупою яйца.

А еще живут в том источнике прекрасные белые птицы - два лебедя. От них пошел весь род лебединый, ибо таково уж свойство Мирового Древа: хоть и зовут его ясенем, но расцветают на нем все цветы, какие только можно видеть на земле, зреют все плоды и все семена, а ветвях живут все звери и птицы. На ясене сидит также орел. Возле чудесного родника Боги судят свой суд. Говорят, там стоит прекрасный чертог и из него навстречу Богам выходят три девы: Урд, Верданди и Скульд. Это - символы Прошлого, Настоящего и Будущего. Их называют Норнами, провидицами судьбы. Им ведомо все, что произойдет с людьми и с Богами. Рождается человек, и тот час являются к нему норны - судить судьбу. Урд, Верданди и Скульд - главные норны, но есть еще много других, добрых и злых норн.  

Вот что говорит вёльва в своем «Прорицании»:

«19

Ясень я знаю

по имени Иггдрасиль,

древо, омытое

влагою мутной;

росы с него

на долы нисходят;

над источником Урд

зеленеет он вечно.

20

Мудрые девы

оттуда возникли,

три из ключа

под древом высоким;

Урд имя первой,

вторая Верданди,-

резали руны,-

Скульд имя третьей;

судьбы судили,

жизнь выбирали

детям людей,

жребий готовят»[10].

Здесь описывается мировое древо Иггдрасиль и три ключа под ним.

Сами скандинавы строили свои жилища рядом с высокими дубами или ясенями, свои капища строили тоже возле крупных ясеней, чтобы сделать подобие вселенной. Образ Мирового Древа весьма распространен, он есть у славян, и у американских индейцев.

В Асгарде согласно мифологии живут двенадцать асов. Число двенадцать у скандинавов священно. Короли в походы выбирали себе по двенадцать самых лучших воинов (например, сказание о короле Хрольфе и Ботваре Бьярки). Кроме Одина (или Вотана у германцев) там был его сын Тор (у германцев Донар), рожденный от Ёрд (что означает земля), Бог войны, защитник Асгарда и Мидгарда; Ньерд, Бог моря, отданный Ванами после первой войны, и жил он в Ноатуне; был у него сын Фрейр, Бог плодородия, и дочь Фрейя, Богиня любви; Хеймдаль, иначе страж Асгарда, со своим мечом  охранял Биврёст и видел за сто поприщ, и слышал, как растет трава; Тюр, еще один Бог войны, но он от Ванов, он однорукий, так как усмирял волка Фенрира; кроме них Бальдр младший сын Одина, он был самый прекрасный и добрый; молчаливый Хёд; еще один сын Одина Видар, который во время Рагнарёка отомстит за отца; Вали, брат Бальдра; коварный бог Локи; Хермод Быстрый, также сын Одина, - вестник Богов. Кроме того, Богом еще является Браги - мудрый поэт, но некоторые ученые считают, что это всего лишь обожествленный поэт IX в. Браги Бордарсон[11].

Один был Богом войны, так как он возглавлял Асгардрейден, «яростную армию Одина», армию эйнхери, но он был и Богом мудрости. Он получил знания из источника мудрости взамен на свой глаз и, после того его стали называть «Одноглазый», потом он висел на веревке на Мировом Древе пронзенный копьем, и после этого он познал тайну рун и сто семнадцать заклинаний. Все эти знания он передал людям. В этом плане Одина сравнивают со славянским Богом Велесом, так как Велес так считался Богом мудрости. У Одина жена Фригг.

По скандинавским представлениям все умершие воины попадали в Вальхаллу, своего рода воинский рай. Северные воины храбро сражались не щадя своей жизни, совершали различные подвиги, которые потом были описаны в сагах, потому, что они верили, что их душа не умрет, она продолжит жить, а они сами отправятся в Вальхаллу к верховному Богу Одину. Норманнами ценилась смелость и отвага, граничащая с безрассудством, и эти качества вдохновляли народ на подвиги и победы. В Вальхалле было пятьсот сорок ворот, по которым враз могли пройти восемьсот шестнадцать воинов, и вел туда мост Биврёст - «танцующая дорога». Этот мост имел особенность, что если недостойный человек решится пробежать быстро по нему, то он только будет отдаляться. Там жарят вепря Сэхримнира, а когда он заканчивается, на утро он снова оказывается целым, воины пьют пиво и мёд, доставляемые всегда доящимися козами, в зале, построенном из копий и устланном щитами. Им прислуживают валькирии, имена которых - Мист-Туманная, Хильд- Сражение, Херфьётур- Опутывающая войско, Хлёк- Шум битвы, а Один на своем троне Хлидскяльв пьет  вино. Ради потехи они сражаются между собой, но в час обеда они воскресают. И в назначенный час, когда наступит Рагнарёк, Один поведет свое войско в последнюю битву с ётунами, врагами людей и Богов. Следует добавить, что с пришествием христианства в скандинавские земли воинов Одина Эйнхери стали принимать за различных призраков и нечистую силу.  Были воины, которых посвящали в эйнхери, занятых служением Одину при жизни. Для этого необходимо было повисеть на дереве, и когда человек находится уже на границе между жизнью и смертью, перерезали веревку. Все остальные мужчины, умершие в старости, как трусы или преступники попадали в Нифльхейм - царство Хелль. Женщины попадали к Фрейя, девушки к Гевьон, отделившей остров Зеландия от полуострова Сконе. Умершие рабы были вверены попечениям бога Тора, живущего в постоянных заботах[12].

Существует миф о происхождении сословий. Когда асу Хеймдалю пришлось путешествовать по Срединному миру, он остановился у одной бедной четы стариков, они его накормили, за это Ас давал им мудрые советы как лучше вести хозяйство, и через некоторое время у них появился ребенок неказистый, черноволосый, с темной кожей. Это имя означало «раб», и от него пошел род рабов. Хеймдаль двинулся далее, и на следующею ночь он остановился в более богатой семьи, где в углу стоял красивый ларь, полный добра, а по бревенчатым стенам висели расшитые порывала. Три дня провел у них Ас. Рассказал, как умножить богатство, как снарядить торговый корабль, как решить любой спор по закону. Потом распрощался, и все повторилось: родила жена сына - краснощекого, рыжего, с живыми глазами. Назвали его Карлом - свободным. И пошел от него род свободных людей, землепашцев. А Ас шел все дальше наезженной широкой дорогой. И вновь дом ждал его на пути - залитый солнцем, входной дверью на юг, чтобы шли внутрь свет и тепло. Настежь была распахнута дверь, а пол был устлан соломой. Сновали вокруг проворные слуги - пасли скот, собирали камни с полей, возводили ограды. Не нужно было хозяину рубить дрова и унавоживать землю, а хозяйке - весь день готовить еду, шить, стирать, доить коров. Оттого тяжкий труд и нужда не состарили их прежде времени и называли их славными именами – Мать и Отец. Накормили они его лучше прежних, а как он ушел от них, то родила Мать сына, красивого, светловолосого и сильного и дали ему имя Ярл- Вождь Воинов[13]. Это миф, объясняющий социальное разделение в скандинавском обществе.

Локки - весьма противоречивая фигура в скандинавской мифологии, несмотря на то, что он много навредил Богам, он родил восьминогого коня Одина Слейпнира и привез много подарков от карликов. Вот как это получилось. Когда Тора не было в Асгарде, а Сив, его жена беззаботно спала, Локи решил попроказничать, отрезав ее прекрасные золотые волосы. Когда Тор вернулся, он хотел в гневе покарать Локи, но тот взмолился и пообещал принести Сив такие же. Он оправился в недра гор к лучшим мастерам гномам. Два брата гнома Ивальдри взялись сделать золотые волосы и получились у них они даже лучше, притом они прирастали, как только их примеривали, и росли как обычные волосы. Кроме волос, гномы сделали еще большой корабль в котором могли поместиться все асы и Один со своим войском, но в то же время  он мог складываться до маленьких размеров и помещаться в платок. Также они изготовили копье для Одина и назвали его «Гуннгнир». Тогда радостный Локи предложил остальным в следующий раз попробовать  сделать что-нибудь похожее,  если сумеют.

Но два гнома Брок и Синдри сказали, что они и сейчас смогут сотворить чудесные вещи. Они создали: вепря с золотой щетиной, кольцо Драупнир, которое могло на девятую ночь создавать восемь таких же колец, и молот Мьёлльнир  («Молния») для Тора, правда, получился он с коротковатой рукояткой, потому что во время работы Брока ужалил слепень за веко. Теперь Локи мог рассчитывать не только на прощение от Тора, но и на новое положение среди Асов. Тор получил хорошее грозное оружие, которое могло, как бумеранг, вернуться к владельцу после того, как он метнул молот во врага. Много раз Етуны пытались выкрасть это грозное оружие у Тора, но безуспешно. У Тора была колесница, запряженная двумя козлами. Он постоянно странствовал по Мидгарду и Ётунхейму и сражался и исполинами. Как-то раз его вызвал на поединок один великан Хунгнир, которому его соплеменники сделали большой щит из  скалы. Когда они подошли друг к другу, то Тор метнул в него свой молот, но Хунгнир то же метнул свое оружие-точило, и кусок его попал в череп асу[14].

В скандинавской мифологии крайне четко выражены эсхатологические воззрения. Эсхатологическая картина конца мира называется Рагнарёк. В источниках говорится, что волк проглотит луну и солнце, от своих пут вырвется волк Фенрир, на корабле Нагльфар с юга приплывут  люди Муспелля во главе с Суртом, и тот уничтожит жилище Богов и все сожжет, после того как исполины ворвутся в Асгард, обрушится мост Биврёст. Тогда о конце возвестит в свой рог Гьялархорн страж Асгарда Хеймдаль, Один пойдет спрашивать совета у черепа Мимира. На поле Вигрид сойдутся в поединке Один с волком Фенриром, и волк проглотит его, Тор сразится со змеем Ёрмунгандом, сын его Ёрд побьет змея, но пройдя девять шагов, сам падет от яда, Хеймдаль будет биться с Локки, и оба они  погибнут. Видар сын Одина отомстит за отца и убьет Фенрира. В «Прорицании Вельвы» это очень подробно описано с сорок пятого стиха и по пятьдесят восьмой. Вот отрывок описывающий Рагнарёк:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать