Паломнический туризм

В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком.  Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных — со сменной одеждой) и сосуд для воды.

Сегодня возродилась  традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням.

Православное паломничество подразумевает ряд присущих ему специфических особенностей. Прежде всего, это низкая комфортабельность размещения паломников в монастырях. Юрий Минулин, директор работающей на туристическом рынке более 15 лет паломническом службы «Радонеж», свидетельствует, что гостиницы имеют лишь несколько монастырей. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в формирующихся группах составляют женщины. 

Трудно найти статистические данные о численности православ­ных паломников в России. По имеющейся информации, в год внут­реннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Воз­можно, эти данные требуют уточнения. Средний возраст паломников — 45 — 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процент­ная доля невелика.

Одним из возможных путей развития современ­ного паломничества являются молодежные мобиль­ные лагеря паломнической направленности. Эта фор­ма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи.

Участники мобильных паломнических лагерей имеют возможность познакомиться с различными жизненными укладами, убедить­ся, что православные верующие люди есть на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России и за границей и, что он является членом единой Церкви.

История паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество – это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.

1.2. П о з н  а в а т е л ь н ы е   т у р ы  р е л и г и о з н о й 

н а п р а в л е н о с т и.


В рамках  познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных цент­ров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиоз­ные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, прини­мают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.

В познавательных используются име­ющиеся элементы туристской инфраструктуры - гости­ницы и т.д. Познавательные туры  религиозной направленности в отличие от па­ломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комби­нированных туров, в которых экскурсионная составляющая явля­ется лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвуют как паломники, так и экскурсанты.

С точки зрения туристских центров религиозному туризму бли­зок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немно­гочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различ­ные культовые предметы, найденные в том числе благодаря архео­логическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследовате­ли направляются в центры существующих религий, страны и ре­гионы с богатыми религиозными традициями. В Рос­сии имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Япо­нии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопо­тамия, Греция и Италия, Центральная Америка.

Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности  заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного  тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного  включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения.  Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый  и открытый , так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету.  Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.


2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.


Религиозный туризм является составной частью современной туристской инду­стрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туропера­тором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации» дает определение туристской индустрии. Применитель­но к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен­ного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Индустрия религиозного туризма является составной частью ин­дустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма мож­но выделить следующие четыре сектора.

1. «Размещение». Это совокупность средств размеще­ния — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2. «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприя­тия питания на транспорте и т.д.

    3. «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

-    культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

-    природные объекты — святые источники, колодцы, горы,
водоемы (реки, пруды), рощи;

-    небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположе­ны вместе. Например, святой источник может находиться в пра­вославном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей оп­ределенной религиозной конфессии, в котором проводятся куль­товые и иные мероприятия, собирающие большое число палом­ников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные уч­реждения и (или) административные органы религиозных орга­низаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учиты­вая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и ре­лигиозным центрам, пользуются услугами предприятий обществен­ного питания. Это могут быть:

1. Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2. Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православно­го поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже зна­ем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека.

         Туристы, отправляющиеся в паломническую и экскурсион­ную поездки, используют различные средства транс­порта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать