Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питания

          Коэффициент эластичности в зависимости от изменения доходов рассчитывается по формуле:

Кэ = :

или

Кэ =   ,

где  y  –  среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания, млн. руб.;

     - прирост (изменение) среднедушевого спроса на продукцию общественного питания, млн. руб.;

x        -  среднедушевой размер денежных доходов, млн. руб.;

     - прирост (изменение) среднедушевого дохода, млн. руб.

          Темп прироста среднедушевого размера спроса на продукцию общественного питания в планируемом периоде в процентах определяется по формуле:

ТП = Кэ  ТПх,

где ТПх – темп прироста среднедушевого размера денежных доходов в планируемом году, %.

Затем рассчитывается среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в планируемом году, млн. руб.;

СДСпр = СДСотч (100 + ТПс ) : 100 ,

где СДСпр -  среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в прогнозируемом периоде, млн. руб.;

    СДСотч   – среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в отчетном году, млн. руб.

         Общий объем спроса на продукцию общественного питания по региону в прогнозируемом периоде (млн. руб.) определяется так:

Спр = СДСпр Чпр,

где Чпр – численность населения в прогнозируемом году, тыс. чел.





           

Данные расчета коэффициента эластичности


Показатель

Условные обозначения

Базисный год, млн. руб.

Отчетный год, млн. руб.

Среднедушевой размер денежных доходов

x

80

99,3

Прирост среднедушевого размера денежных доходов

-

19,3

Среднедушевой размер расходов на продукцию ОП

y

2,4

5

Прирост среднедушевого размера расходов на продукцию ОП

-

2,6

                                                                                                                                                                         Таблица 3


         Рассчитаем коэффициент эластичности:

Кэ = :  = 4,49.

Это значит, что при увеличении среднедушевых доходов на 1% спрос на продукцию ОП возрастет на 4,5%.

         Известно, что среднедушевые доходы населения региона увеличатся в планируемом году на 37%, а численность населения составит 600 тыс. чел. Тогда темп прироста среднедушевого размере спроса на продукцию общественного питания в планируемом году составит 166,5% (4,5*37). Среднедушевой размер спроса на продукцию ОП в планируемом году будет равен 13,3 млн. руб.(5*2,665), а общий объем спроса на продукцию общественного питания  по региону в планируемом году определен в размере 7980 млрд. руб. (13,3*600

000).

         При прогнозировании спроса на продукцию ОП следует использовать экономико-математическое моделирование. В общем виде экономико-математическая модель представляет собой отражение определенного процесса или явления. Математическая формализация отбрасывает все несущественные элементы этих процессов и в то же время позволяет количественно учесть влияние основных факторов, формулирующих их развитие. Сущность данного метода состоит в том, что спрос представляется как функция факторов, характеризующих его развитие. При этом рассчитывается количественная степень воздействия изменения каждого фактора на величину спроса. Затем, зная, какие значения примет в прогнозируемом периоде каждый из факторов, рассчитывают прогнозируемую величину спроса.


2.2 Прогнозирование валового  дохода

         Предприятие питания за оказываемые им услуги по производству, реализации и организации потребления взимает плату, которую можно назвать ценой услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных сырья и товаров, а также наценка на продукцию общественного питания. Поэтому валовой доход предприятия питания можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию. Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия питания и образования прибыли.

         Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключается в следующем:

·        валовой доход является источником формирования прибыли;

·        за счет валового дохода возмещаются издержки производства и обращения;

·        валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств;

·        за счет валового дохода формируются различные бюджетные фонды;

·        за чет валового дохода предприятия питания уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны.

         Валовой доход предприятия питания измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах – уровнем. Уровень валового дохода (Ув.д.) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту, выраженная в процентах:

Ув.д. = ВД : ВТ  100,

где ВД – сумма валового дохода;

      ВТ – валовой товарооборот.

         На предприятия питания рекомендуется исчислять валовой доход по продукции собственного производства и покупным товарам.

         Расчет уровня валового дохода по продукции собственного производства производится по формуле:                

Ув.д.(п.с.п.) = ,

где Ав.д. – соотношение уровня валовых доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по покупным товара, %;

Дп.с.п. – доля собственной продукции в товарообороте (базисная),%.

         Уровень валового дохода по покупным товарам можно рассчитать следующим образом:

Ув.д.(п.т.) = Ув.д.(п.с.п.) : Ав.д.

         За счет валового дохода предприятия питания уплачивают акцизы, НДС, производят отчисления в различные бюджетные фонды. В связи с этим необходимо определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, или чистый  валовой доход. Его величина определяется так:

ЧВД = ВД – ОС – А – БФ,

где ЧВД – чистый валовой доход, млн. руб.;

ОС – отчисления на пополнение оборотных средств, млн. руб.;

А – акцизный налог;

БФ – отчисления в бюджетные фонды.

         Уровень чистого валового дохода находится делением его суммы на валовой товарооборот и умножением на сто:

Уч.в.д. = ЧВД : ВТ  100.

         Цель научно обоснованного прогноза валового дохода – определение возможного его объема при заданных (прогнозных) ограничениях исходя из целевых приоритетов, выбранных предприятием питания для своей деятельности. Планирование валового дохода является важной стадией экономического обоснования прогнозных расчетов прибыли, а следовательно, и расчетов финансового плана.

    Для прогнозирования валового дохода используются следующие методы:

v      метод прямого расчета;

v      расчетно–аналитический;

v      экономико-статистические;

v      на основе прогнозируемой величины прибыли.

  Метод прямого расчета. На первом этапе прогнозируется уровень торговых надбавок, затем рассчитывается наценка на продукцию собственного производства и покупные товары  с учетом себестоимости и нормы рентабельности.

На втором этапе, зная структуру расходуемого сырья по видам продуктов, нормы надбавок и наценок по каждому виду сырья рассчитывается сумма надбавок и наценок. Общая сумма валового дохода определяется суммированием надбавок, наценок по всем товарным группам. Уровень валового дохода будет равен отношению суммы валового дохода к общему объему валового товарооборота в продажных ценах (то есть к стоимости сырья и товаров по розничным ценам плюс сумма наценок).






План валового дохода по ресторану на год

Наименование сырья и продуктов

Расход сырья и продуктов в розничных ценах, млн. руб.

Торговая надбавка, %

Наценка, %

Валовой доход , млн. руб.



от надбавок



от наценок

всего

Мясо


800





15







40





104,3






320



424,3




Колбасные изделия


530



15




40



69,1




212


281,1

Рыба


120





25





40





24




48



72


Масло растительное


90

20


40



15

36          

51


           Масло животное



140


15


40


18,3

56

74,3

Жиры

187

20

40

31,2

74

106

Молоко и молочная продукция

210

15

40

27,4

84

111,4

Остальные товарные группы

7423

18

40

1132,3

2969,2

4101,5

Итого

9500

17,6

40

1421,6

3800

5221,6

                                                                                                                 Таблица 4


Прогноз валового дохода по ресторану методом прямого расчета на год составил 5221,6 млн. руб. (3800+1421,6). Следовательно, прогнозируемый уровень валового дохода – 39,3% к обороту (5221,6 : (9500+3800)100).

Наиболее простым методом является расчетно-аналитический. Его сущность состоит в том,  что на основе отчетных данных за истекший период и изучение динамики уровня валового дохода за два предшествующих года определяется ожидаемый уровень валового дохода за текущий год. Этот показатель принимают за базовую величину для прогнозирования суммы валового дохода.


Прогнозирование валового дохода с помощью расчетно-аналитического метода

Период

Уровень валового дохода , %

Годовой уровень валового дохода в % к уровню валового дохода за 6 месяцев



за год



за 6 месяцев

Год, предшествующий отчетному


40





39


40 : 39*100 = 102,56


424,3




Отчетный


42



43


42 : 43*100 = 97,67


281,1

Текущий


41,05



41




72






        

        

        


                                                                                               Таблица 5

        

         Ожидаемый уровень за текущий год определяется умножением среднего соотношения за два предшествующих периода годового уровня валового дохода к его уровню за шесть месяцев на уровень валового дохода текущего периода, который сложился за шесть месяцев:

Ув.д тек. = ( (102,56 + 97,67):2) *41 : 100 = 41,05%.

         Данный метод имеет недостатки, т. к. он не учитывает изменения в структуре расходуемого сырья и товаров, однако он может быть использован для расчета одного из вариантов прогнозируемого валового дохода.









                  

        

Заключение

Рассмотрев данную тему, можно сделать следующие выводы.

Прогнозирование – разработка планов по достижению стратегических целей ПОП.

Планирование – процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

В зависимости от результатов планирование делится на нормативное, стратегическое и оперативное. Стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объемов производства и улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.

Важным аспектом  деятельности предприятия является выбор методов прогнозирования и планирования.

          Общими методами как для прогнозирования, так и для планирования являются расчетно-аналитический, экономико-статистический методы и экономико-математическое моделирование. Специфическими  методами для планирования являются балансовый, нормативный и индексный методы, а для прогнозирования – метод прямого расчета.


Прогнозы на предприятиях общественного питания используются для формирования как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий развития. Эти прогнозы помогают превратить угрозы, возникающие в процессе  формирования предприятия, в выгодные возможности.

Следует отметить, что при прогнозировании деятельности предприятий нельзя ограничиваться одной или двумя стратегиями. Необходимо применять многовариантные расчеты, каждый из которых будет отражать определенную сторону развития предприятия общественного питания.

Ни одно предприятие, тем более предприятие питания, не может обойтись без прогнозирования и планирования своей дальнейшей деятельности.


Список использованных источников


1.       Валевич Р. П., Давыдова Г. А. Экономика торгового предприятия. Минск: Высшая школа, 1996.

2.       Восовский Л. М. Планирование и прогнозирование в условиях рынка. М., 1999.

3.       Ефимова О. П. Экономика общественного питания. Минск: Новое знанаие, 2003.

4.       Колпина Л. Г. Финансовые планы предприятия. Минск: Высшая школа, 1997.

5.       Кузьмичев Г. О. Планирование и прогнозирование рыночной экономики. М., 2002.

6.       Михайлова-Станюта И. А. Оценка финансового состояния предприятия. Минск, 1994.

7.       Родионова В.М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995.

8.       Саркисянс Р. Д. Теория прогнозирования принятия решений. М., 2001.

9.       Скриба Н. Н. Бизнес-планирование в торговле: методические подходы и практические рекомендации. М., 2000.

10.   Стратегическое планирование / Под ред. Улькина В. П. СПб, 2001.

11.   Финансовый менеджмент / Под ред. Стояновой Е. С. М.: Перспектива, 1996.

 

        


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать