Различают собственные и регулирующие доходы бюджета. К собственным относятся виды доходов, закрепленные на постоянной основе за соответствующими бюджетами законодательством. К регулирующим относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты.
6. Доходы проекта федерального бюджета
В предлагаемом федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы федерального бюджета рассчитаны, исходя из оптимистичного макроэкономического прогноза, и составят 1998,4 млрд. рублей, или 18,85% к прогнозируемому объему ВВП. Доходы федерального бюджета без учета поступлений от взимания единого социального налога составят 1740,9 млрд. рублей, или 16,42% к прогнозируемому объему ВВП (15,4% к ВВП в соответствии с федеральным бюджетом на 2001 год и 16,74% к ВВП, исходя из ожидаемой его оценки в 2001 году).
Налоговые доходы
- в соответствии с законом, составят 1626,3 млрд. рублей, или 15,34% к ВВП, что выше уровня, установленного на 2001 год, на 0,95 процентных пункта. Удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов составит 93,4%. Практически весь номинальный прирост доходов федерального бюджета в размере 547,38 млрд. рублей достигается за счет прироста налоговых поступлений - 510,95 млрд. рублей (93,3%).
Неналоговые доходы
- составят 100,7 млрд. рублей, или 0,95% к ВВП, что выше уровня, установленного на 2001 год, на 0,12% к ВВП и практически на уровне ожидаемой их оценки текущего финансового года.
Динамика доходов федерального бюджета представлена на графике 1:
График №1
Анализ отклонений фактических объемов налоговых и неналоговых доходов от утверждаемых в федеральных законах о федеральном бюджете за ряд лет свидетельствует о недостаточно глубокой проработке их расчетов, что видно из данных следующей таблицы №1.
Таблица №1
млрд. рублей
Наименования показателей
Отклонение фактического исполнения от утвержденных показателей на год
1997 год
1998 год
1999 год
2000 год
1 п/г 2001 года*
сумма
%
Сумма
%
сумма
%
сумма
%
сумма
%
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
-112,25
-30,15
-53,71
-17,50
+110,2
+27,58
+14,87
+1,56
+40,89
+6,59
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций
-40,07
-52,38
-11,08
-23,02
+45,11
+125,2
+6,94
+4,06
+5,44
+5,59
Налог на добавленную стоимость
-45,25
-26,01
-23,90
-16,92
+77,34
+53,81
+4,76
+1,3
+16,05
+6,35
Акцизы
-20,33
-26,8
-22,07
-28,04
-2,91
-3,34
-0,3
-0,2
-6,09
-5,72
Таможенные пошлины
+6,84
+23,82
+7,98
+26,51
-2,05
-2,16
+2,35
+1,04
+17,97
+12,84
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
+4,11
+28,42
+12,56
+84,07
+16,18
+49,02
+10,6
+16,61
+12,93
+39,59
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности
+0,84
+21,84
-0,68
-12,76
-1,24
-10,5
3,85
12,5
+10,60
+74,80
Доходы от внешнеэкономической деятельности
+3,84
+49,71
+11,73
+170,5
+13,14
+56,39
+3,00
+8,73
+1,82
+11,34
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
+0,75
+1,91
-0,85
-34,6
-0,99
-11,6
0,18
1,3
-1,65
-22,51
Так, если в 1997–1998 годах завышение объема доходов привело к существенному недофинансированию расходов федерального бюджета и практически к дезорганизации бюджетного процесса, то занижение объема доходов федерального бюджета в 1999-2001 годах явилось причиной получения дополнительных доходов, не учитываемых в федеральных законах о федеральном бюджете.
На достоверность параметров важнейших доходов федерального бюджета существенное влияние оказывает как неточность прогноза основных макроэкономических показателей, так и недостатки, связанные собственно с методами оценки доходной базы федерального бюджета.
В целом при превышении объема ВВП в 2002 году только на 1% по сравнению с прогнозируемым, при сохранении в проекте бюджета уровня мобилизации доходов в федеральный бюджет (16,4% к ВВП), дополнительные доходы федерального бюджета могут составить 17,4 млрд. рублей. В этой связи могут быть уточнены представленные расчеты по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, формирующие 52,1% всех доходов федерального бюджета на 2002 год, как вследствие неточности ожидаемой оценки объема ВВП на 2001 год, так и прогнозируемого объема ВВП на 2002 год.
Анализ доходов федерального бюджета на 2002 год по сравнению с утвержденным и ожидаемым исполнением федерального бюджета за 2001 год (в номинальном выражении и сопоставимых ценах) приведен в таблице №2.
Таблица №2
Наименование показателей
Утверждено законом о бюджете на 2001 г.
Ожидаемое поступление в 2001 г.*
Планируемый бюджета на 2002 г.
млрд. руб.
в % к ВВП
(7750)
струк-тура
млрд. руб.
в % к ВВП
(8850)
струк- тура
млрд. руб.
в % к ВВП
(10600)
струк-тура
в % к закону
темпы роста (ном.)
темпы роста (реал.**)
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
1 115,33
14,39
93,45
1 382,62
15,62
94,30
1 626,28
15,34
93,42
145,81
127,01
Налоги на прибыль (доход) предприятий и организаций
172,65
2,23
14,47
220,11
2,49
14,85
191,43
1,81
11,00
110,88
96,59
Налог на добавленную стоимость
516,44
6,66
43,27
574,97
6,50
38,80
712,42
6,72
40,92
137,95
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11