Технико-экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности транспортного ...

Рациональное и эффективное использование оборотных средств является важнейшей задачей хозяйственного руководства и обеспечивает значительную экономию материальных и денежных ресурсов предприятия. На эффективность использования оказывает влияние скорость их движения за производственный цикл, то есть оборачиваемость оборотных средств за определенный период, которая характеризуется количеством оборотов за год и длительность оборота.

Таблица 2.4.

Структура оборотных средств по Транспортно-экспедиционному предприятию


Наименование элементов оборотных средств

Удельный вес к итогу, %

1. Оборотные средства в сфере производства (нормируемые средства)

а) Производственные запасы,

в том числе:

материалы

топливо

аатомобили, запасные части и агрегаты

автомобильные шины в запасе

малоценные и быстроизнашивающиеся предметы

37,0



2,3

1,9

32,0

0,5

0,3

б) Средства, находящиеся в производстве,

в том числе:

расходы будущих периодов

0,1


0,1

Всего оборотных средств в сфере производства

37,1

2. Оборотные средства в сфере обращения (ненормируемые средства),

в том числе:

денежные средства

услуги автомобильного транспорта

по расчетным документам, переведенным в банк на инкассо

дебиторы

62,9



1,9

0,2

60,8

Итого:

100,0


Коэффициент оборачиваемости выражает число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период времени:

kо = Д / Сос

где: Д — доход предприятия, тыс. руб.; Сос — средняя сумма оборотных средств, тыс. руб (Сос по балансу составляет 581606 тыс. руб.

kо = 7758636,5 / 581606 = 13,3

Продолжительность оборота в днях показывает, за какое количество дней совершается один оборот оборотных средств:

Тоб = Тпер / kо

где: Тпер — продолжительность рассматриваемого периода, дни.

Тоб = 365 / 13,3 = 27,46 (дня)

Как видно из таблицы 2.4. нормируемый оборотный капитал составляет 37,1 % от общей суммы оборотного капитала, а 62,9 % — денежные средства и средства в расчетах. Из этого выходит, что размер оборотного капитала необходимого для нормального обеспечения работы Транспортно-экспедиционного предприятия  должен быть равен:

Окг = Окнорм / 0,371 = 672467 / 0,037 = 1812579,5 (тыс. руб.)

По состоянию на 1.01.07 оборотный капитал Транспортно-экспедиционного предприятия составлял 1059187 тыс. руб. или 58,4 % от потребного. Дополнительная потребность в оборотном капитале по ТЭП составляет:

DОк = Окг – Окн.г – Ок (уп) = 1812579,5 – 1059187 – 148653,8 = 604738,7 (тыс. руб.)

Расчет потребности в оборотных средствах представлен в таблице 2.5

Таблица № 2.5.Расчет потребности в оборотных средствах


Наименование элемента нормируемых оборотных средств

Годовая потребность, тыс. руб.

(Сi)

Суточная потребность, тыс. руб.

Cд=Сi/360

Норма запаса, дн.

(Нз)

Норматив оборотных средств, тыс. руб.

Ос(i)=Сд´Нз

1. Топливо для автомобилей

2190024,6

6083,4

4

24333,6

2. Смазочные и другие эксплуатационные материалы

524869,6

1458

30

43740

3. Автомобильные шины в запасе

151791,4

421,6

30

12649,3

4. Запасные части

102939,7

285,9

70

20016

5. Материала для ТО и ремонта

115561,1

321

45

14445,1

6. Оборотный фонд агрегатов

3% от ст-ти тр. ср-ств

3% от ст-ти тр. ср-ств

3% от ст-ти тр. ср-ств

502219,5

7. Топливо для хозяйственных нужд

290000,0

805,5

30

24166,7

8. Канцелярские принадлежности

12000,0

33,3

60

2000

9. МБП

12000,0

33,3

170

5660,0

10. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

23236,8

Общий норматив оборотного капитала

672467,0


В современных условиях оснащение отраслей основными фондами влияет на формирование материально-технической базы, выполнение программ социально-экономического развития, расширенное воспроизводство. Основные производственные фонды отрасли — это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на готовый продукт по частям в течение длительного времени. Все основные фонды народного хозяйства разделяются на производственные и непроизводственные.

Непроизводственные основные фонды не принимают непосредственного участия в создании продукции. Они косвенно способствуют осуществлению процесса, удовлетворяя бытовые и культурные потребности трудящихся. Сюда относятся жилые дома, здания, сооружения, оборудование учреждений и организаций. К непроизводственным относятся также средства труда, находящиеся в процессе монтажа, списанные, но не переданные или полученные, но не установленные машины, оборудование, транспортные средства. Средства труда становятся тогда производственными основными фондами, когда они принимают участие в создании стоимости продукции. Основные производственные фонды делятся на активную и пассивную части. К активной части относится комплекс средств и механизмов, непосредственно участвующих в производственном процессе (транспортные средства, машины, измерительные и регулирующие приборы), к пассивной части — все остальные виды основных фондов, являющиеся необходимым условием производственного процесса.

Большое значение для деятельности транспортного хозяйства имеет эффективное использование производственных фондов, которое оценивается в натуральном (для определения технического состава основных фондов производственной мощности предприятия, для установления путей повышения использования производственных мощностей) и денежном (для установления при планировании их расширенного воспроизводства, а также для определения себестоимости продукции и рентабельности предприятия) выражениях.

В связи с длительностью функционирования, постепенным изнашиванием основных фондов существует несколько методов их денежной оценки:

- по первоначальной стоимости, т.е. по фактической, включающей полную стоимость введенного в эксплуатацию объекта или прейскурантную цену покупаемых машин, других средств труда, а также стоимость их к месту использования;

-  по восстановительной стоимости;

- по остаточной стоимости (см. табл. 1.12. приложения).

Кроме оценочных показателей, существуют показатели, отражающие экономическую эффективность использования производственных основных фондов. Обобщающим показателем является показатель фондоотдачи, который определяет количество доходов, приходящихся на 1 руб. стоимости производственных основных фондов:

Фо = Д / Сс.г,

где Д — доходы от вспомогательной работы, тыс. руб.

Сс.г — среднегодовая стоимость производительных основных фондов, тыс. руб.

Сс.г составляет 6291000 тыс. руб.

Фо = 7758636,5 / 6291000 = 1,23 (тыс.руб./тыс.руб.)

Экономическая эффективность использования производственных основных фондов может определяться рентабельностью, то есть количеством прибыли на 1 руб. стоимости этих фондов.

Рф = П / Сс.г,

где П — размер прибыли за год, тыс. руб.

Рф = 1012254,2 / 6291000 = 0,16 (тыс.руб./тыс.руб.)

При анализе работы автомобильного транспорта, а также для характеристики состояния основных фондов используются следующие показатели:

Фондоемкость:     Фем = 1 / Фо = 1 / 1,23 = 0,813

Степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами представляет собой фондооруженность:

Фв = Сс.г / N,

где N — среднесписочная численность работников, чел

Фв = 5291000 / 158,5 = 39690,9

К показателям, характеризующим состояние основных производственных фондов, относятся коэффициенты ,Rоб, kи, kг, kв.

Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие новых производственных мощностей:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать