Выбор инновационной стратегии фирмы

—    Стоимость и время разработки.

—    Возможные  будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии.

—    Воздействие на другие проекты.

—    Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом)

—    Потребности  в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР.

4. Производственные критерии

—    Необходимость  технологических  нововведений для осуществления проекта.

—    Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы).

—    Наличие производственного персонала (по численности и квалификации).

—    Величина издержек производства. Сравнение ее с величиной издержек у конкурентов.

—    Потребность  в  дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).


5. Внешние и экологические критерии.

—    Возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов.

—    Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству.

—    Возможное влияние перспективного законодательства на проект.

—    Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.


При выборе проекта, оценке его эффективности следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данного учебного пособия, поэтому остановимся на них лишь вкратце.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе  реализации  проекта  неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

При оценке проектов  наиболее  существенными  представляются следующие виды неопределенности и инвестиционных рисков.

1. Риск,  связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли

2. Внешнеэкономический  риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)

3. Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе

4. Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии

5. Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,

6. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий

7. Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому подобное)

8. Неопределенность целей, интересов и поведения участников

9. Неполнота  или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).


Наиболее точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:

1)      описание всего множества возможных условий реализации проекта  (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения  основных  технических,  экономических  и тому подобное параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты,  связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности;

2)      преобразование исходной информации о  факторах  неопределенности  в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или  об  интервалах  их изменения;

3)      определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.



5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


5.1. Общая экономическая эффективность инноваций

Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта (рис. 5.1.):

1.      Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.

2.      Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов.

3.      Народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.


Показатели эффективности инновационного процесса

 



 



 






Рисунок 5.1.

Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность  может рассчитываться как для  проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-шаге (Эt) выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t):


Фi(t)  =  Пi(t)   -  Оi(t),


 где  i = 1, 2, 3.

Приток реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельностью в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета)


Ф(t)  =  [П1(t)  -  О1(t)]  +  [П2(t)  -  О2(t)]  =  Ф1(t)  –  Ф’(t)

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов Осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект (Bt) для t-шага осуществления проекта определяется как превышение дохода соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта


Bt  =  Dt  -  Pt

Интегральный бюджетный эффект В рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Dинт) над интегральными бюджетными расходами(Pинт).

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

—    Конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения, ноу-хау, программ для  ЭВМ и тому подобное), создаваемые участниками в ходе осуществления проекта

—    Социальные и экономические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах

—    Прямые финансовые результаты

—    Кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и тому подобное

Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты: обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию и ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не  поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке проектов.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников.


Поэтому не включаются в расчет:

—    затраты организаций - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;

—    амортизационные отчисления по основным средствам, созданным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта и используемыми другими участниками;

—    все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия нарушений норм не выделены особо в составе экологических  результатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать