Закон предложения. Эластичность предложения и ее виды

Под ценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает ту максимальную цену, которую потребитель со­гласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от его полезности. После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласно которому количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены.[9]

Далее Маршалл рассматривает не только влияние спро­са на цену, но и обратную зависимость, т.е. динамику спро­са в зависимости от изменения цены. В связи с этим он вводит понятие эластичность спроса и разрабатывает его.[10] Это явилось серьезным вкладом не только в теорию цены, но и в экономическую науку в целом.

Под эластичностью спроса понимается степень колеба­ния спроса при изменении цены, т.е. в какой мере объем спроса возрастает или сокращается при снижении или по­вышении цены на товар. Если снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной - это будет единичная эластичность. Если снижение цены вызывает меньший рост спроса - спрос неэластичен.

После решения этой проблемы Маршалл переходит к исследованию цены предложения. Он устанавливает функ­циональную связь между ценой и предложением товара с учетом издержек производства. Под последними он пони­мает необходимые затраты на последнюю единицу товаров данного вида, т.е. предельные затраты. Маршалл рассматри­вает предельные издержки (затраты) как основу не просто цены, а только минимальной цены. Эту минимальную цену он назвал ценой предложения. Цена предложения - это ми­нимальная цена, по которой продавец согласен продавать данное количество товаров по данной цене. Затем Маршалл строит график кривой предложения.[11]

После этого Маршалл показывает, что цена находится в функциональной зависимости от спроса и предложения. Он представил эту зависимость в графической форме и совмес­тил кривые спроса и предложения.[12] Цена равновесия уста­навливается на пересечении этих кривых. Маршалл пишет: «Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, ко­личество товара, производимого в единицу времени, можно

назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».[13]

Значительным вкладом в теорию равновесной цены явился маршаллианский анализ изменения спроса и пред­ложения. Он сформулировал причины, сдвигающие кривые спроса и предложения.[14] Этот инструментарий используется сегодня во всех учебниках и монографиях, посвященных как микро-, так и макроэкономическому анализу.


1.2.Сущность предложения. Объем и структура предложения



Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупа­телю в конкретном месте и в конкретное время.

Предложение — это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-веще­ственную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в день­гах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и оп­ределяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть про­изводимой продукции потребляется в производстве.

К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убы­ли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.

В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произ­вели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни затра­тили на их производство меньше средств производства и труда. У дру­гих эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их произ­водственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).

Объем предложения у каждого производителя, как правило, ме­няется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то про­давцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то про­изводители постараются увеличить предложение товара, попыта­ются сбыть даже бракованные изделия.

Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие эконо­мисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.

Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на ее производство). Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохо­да). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производ­ством и реализация продукции из-за возросших трудностей и т.д.

На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влия­ние и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодопол­няемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, на­логи, перспективные ожидания, степень монополизации производ­ства и рынка и т.д.

Цены ресурсов оказывают непосредственное влияние на издер­жки производства и через них на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стре­мится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. На­пример, фермер, который арендует участок земли и сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать — яблоки или пшеницу. Известно, что один гектар земли, отведенный под яблоки, прино­сит доход в 2 раза больший, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержки включается вся сумма упущенного им дохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, в качестве затрат на ресурс должна включаться и денежная выручка от наиболее выгодного из альтер­нативных способов использования ресурса.[15]

Экономист, в отличие от бухгалтера, учитывает не только сто­имость ресурсов, оплаченных в явном виде производителем их соб­ственнику, но и стоимость неявно оплаченных ресурсов. Напри­мер, для владельца магазина к таким ресурсам относятся собствен­ный труд и вложенный капитал. Очевидно, что рост процентной ставки или предложение работы по найму с высокой оплатой мо­гут вынудить предпринимателя закрыть дело, хотя никакого изме­нения в стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет. При анализе цен ресурсов должны учитываться абсолютно все факто­ры, участвующие в производстве товара, включая географическое положение и даже, в широком смысле, человеческие контакты и многое другое.

Технический прогресс приводит к снижению затрат на произ­водство и последующему увеличению объема предложения. Госу­дарство, осуществляя законодательную деятельность, устанавлива­ет правила поведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачиваются дотации), государство зани­мается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда оно осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена.

На микроуровне говорят об индивидуальном предложении (от­дельных производителей на частном, отдельном рынке), на макро­уровне — о совокупном предложении — реальном объеме нацио­нального производства, который может быть произведен всеми то­варопроизводителями при различных уровнях цен.





Гл.2. Предложение и факторы его окружающие. Эластичность предложения


2.1. Суть закона предложения


На рынке складывается определенное соотношение между ры­ночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.

Эту зависимость можно также от­разить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцис­сы (О) служит для обозначения товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). При ситуации, когда при цене 5 дол. за единицу товара предложение товара составит 18 единиц, при цене 4 дол. — 16 единиц, при цене 3 дол. — 12 единиц, при цене 2 дол. — семь единиц и при цене 1 дол. — ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения (рис.1).

Рис.1. Кривая предложения



Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует за­висимость между рыночными ценами и количеством продукции, ко­торое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы:

S = f(P),

где Sпредложение; Рцена; f — функция.

Курно назвал ее законом изменения предложения. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения то­вара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

На кривую предложения всевозрастающее влияние оказывает тех­нический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступнос­тью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначитель­ное изменение цен означает существенное увеличение предложе­ния товара. Когда же увеличение производства требует больших зат­рат ресурсов и труда, кривая предложения более крутая.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать