Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)

Природные парки — это природоохран­ные рекреационные учреждения, включа­ющие в себя природные комплексы и объ­екты, имеющие значительную экологичес­кую и эстетическую ценность и предна­значенные для использования в природо­охранных и рекреационных целях.


Природные заказники — это террито­рии, имеющие особое значение для сохра­нения или восстановления природных ком­плексов или их компонентов и поддержа­ния экологического баланса.


Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом от-


ношении природные комплексы, а также объекты естественного или искусственно­го происхождения.


Дендрологические парки и ботаничес­кие сады — это учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения и обогащения растительного мира, а так­же осуществление научной, учебной и про­светительской деятельности.


Лечебно-оздоровительные местности — территории, обладающие природными ле­чебными ресурсами и пригодные для ор­ганизации лечения и профилактики забо­леваний, а также для отдыха населения.


Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях терри­тория, располагающая природными лечеб­ными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.


Диспозиция статьи является бланкет­ной. В каждом конкретном случае привле­чения к ответственности за нарушение ре­жима особо охраняемых природных тер­риторий следует установить, какие кон­кретно положения нарушены и какими нормативными актами они предусмотрены.


Режим особо охраняемых природных территорий определяется в общем виде в Законах РФ «Об особо охраняемых при­родных территориях»; «О природных ле­чебных ресурсах, лечебно-оздоровитель­ных местностях и курортах» (от 23 фев­раля 1995 г.). Более подробно конкретные особенности зонирования и режим каж­дой категории охраняемых природных объектов определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Федерации в соответствии с фе­деральным законодательством.


Нарушение режима природных объек­тов может выражаться в невыполнении


специальных требований, предъявляемых к юридическим или физическим лицам, напр. в несоблюдении лимитов посе­щения гражданами национальных парков, установленньк администрациями этих тер­риторий. Однако чаще всего это пр-е совершается путем действия: винов­ные, несмотря на запрет, проводят геоло­горазведочные работы и разработку полез­ных ископаемых, проводят массовые спор­тивные и зрелищные мероприятия, строят дороги, трубопроводы и др. коммуни­кации, не связанные с функционировани­ем природных объектов, занимаются рыб­ным и др. промыслом в промышлен­ных масштабах и т. д.


Поскольку состав ст. 262 УК сконстру­ирован как материальный, для привлече­ния виновного к уголовной ответственности необходимо, чтобы наступили указанные в норме последствия — причинение зна­чительного ущерба.


При решении вопроса о признании ущер­ба значительным следует учитывать как ко­личество поврежденных или уничтожен­ных природных объектов и их стоимость, так и снижение, в результате совершеннь1х нарушений, экологической, научной, эсте­тической, культурной,рекреационной цен­ности территории, а также размер вреда, нанесенного растительному и животному миру. Размер ущерба определяется на день совершения пр-я и исчис­ляется по типовым методикам с учетом всех вынужденных расходов по восстанов­лению ценности природного объекта, а при отсутствии рекомендаций для определе­ния ущерба — по фактическим затратам. Однако во всех случаях вопрос о том, яв­ляется ли причиненный ущерб значитель­ным, разрешается судом с учетом всех конкретных обстоятельств дела.


§ 7. Виды компьютерных пр-й


Уг. кодекс содержит специаль­ную главу «Пр-я в сфере компь­ютерной информации» (гл. 28).


К пр-ям этой группы отнесе­ны: неправомерный доступ к компьютер­ной информации (ст. 272); создание, ис­пользование и распространение вредонос­ных программ для ЭВМ (ст. 273); наруше­ние правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).


Компьютерная преступность в послед­ние годы имеет тенденцию к возрастанию, причем она причиняет стране огромный ущерб. Нередко ЭВМ используются для совершения др., не менее опасных, чем названные в ст. 272 — 274 УК, видов пр-й. Так, в 1995 г. в России выяв­лено 185 хищений с использованием элек­тронных средств доступа, ущерб от кото­рых составил 250 млрд. руб. В подобных случаях требуется квалификация содеян­ного по совокупности ст. 272 (когда спосо­бом совершения пр-я явился не­правомерный доступ к компьютерной ин­формации) и норм гл. 21 УК.


Пр-я рассматриваемой груп­пы предусмотрены ст. 275 — 284 УК. Ими признаются действия или бездействие, на­правленные на подрыв или ослабление конституционного строя РФ, ее экономи­ческой безопасности и обороноспособнос­ти.


В соответствии с содержанием непо­средственных объектов пр-я про­тив основ конституционного строя и без­опасности гос-ва можно разбить на несколько групп: 1) пр-я, пося­гающие на внешнюю безопасность РФ, —


государственная измена (ст. 275), шпио­наж (ст. 276); 2) пр-я, посягаю­щие на политическую систему РФ, — по­сягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), на­сильственный захват власти или насиль­ственное удержание власти (ст. 278), во­оруженный мятеж (ст. 279), публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя (ст. 280); 3) пр-е, посягающее на национальное и религиозное равноправие граждан, — возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282); 4) пр-е, посягающее на экономическую без­опасность, — диверсия (ст. 281); 5) пр-я, посягающие на обороноспособ­ность РФ, — разглашение государственной тайны (ст. 283), утрата документов, содер­жащих государственную тайну (ст. 284).


§ 2. Характеристика отдельных видов пр-й данной группы


Государственная измена (ст. 275)


Это деяние, умышленно совершаемое гражд.ом России в ущерб внешней безопасности страны (ст. 275).


Формы совершения государственной измены: шпионаж, выдача государствен­ной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству или иностран­ной организации в проведении враждеб­ной деятельности против РФ.


Государственная измена м.б. совершена только умышленно. Субъект при этом сознает, что он совершает из­меннические действия, понимает, что они направлены на причинение ущерба внеш­ней безопасности гос-ва, и желает этого. Мотивы совершения пр-я м.б. самыми разнообразными и для квалификации значения не имеют.


Статья 275 не содержит указания на цель совершения пр-я. Однако ряд форм государственной измены м.б. совершен только с целью подрыва или ослабления гос-ва (оказание помо­щи иностранному государству или ино­странной организации в проведении враж­дебной деятельности).


Субъектом государственной измены м.б. гражд. РФ, вменяемый, достигший 16 лет. Соучастниками пр-я могут выступать иностранные граж­дане и лица без гражданства.


Примечание к ст. 275 содержит положе­ние, согласно которому гражд. РФ, совершивший данное пр-е, при добровольном и своевременном заявлении органам власти об этом факте, а также если оно иным образом способствовало предотвращению ущерба РФ, подлежит освобождению от уголовной ответственно­сти, если в содеянном не содержатся при­знаки другого пр-я. Практически в этих случаях налицо особое основание осво­бождения от уголовной ответственности, прямо предусмотренное уголовным зако­ном.


Для применения примечания необходи­мо установить: добровольное и своевре­менное сообщение лица органам власти о своей общественно опасной деятельности либо факт поведения лица, направленно­го на иную форму предотвращения ущерба интересам РФ.


Шпионаж (ст. 276)


Шпионаж — это передача, собирание, похищение или хранение с целью пере­дачи иностранному государству, иностран­ной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных


сведений для использования их в ущерб внешней безопасности гос-ва. Это м.б. сведения, составляющие госу­дарственную или военную тайну, а также иные сведения, кот. собираются для использования их в ущерб РФ.


Круг сведений, составляющих государ­ственную тайну, регламентируется Зако­ном «О государственной тайне», а также Перечнем сведений, отнесенных к госу­дарственной тайне, утвержденных Указом Президента от 30 ноября 1995 г.' Порядок определения степени секретности сведе­ний регламентирован в Правилах отнесе­ния сведений, составляющих государст­венную тайну, к различным степеням сек­ретности2.


К иным сведениям, кот. м.б. предметом шпионажа, относятся данные о деятельности государственных и иных организаций и отдельных лиц, обобщение материалов, а также др. сведения, кот. хотя и не составляют государ­ственную или военную тайну, но тем не менее м.б. использованы в ущерб нашей стране. При этом д.б. ус­тановлено, что такие сведения собирались по заданию иностранной разведки.


Передача предполагает, что виновный располагает сведениями, составляющими государственную или военную тайну, т. е. собирал или получал их от другого лица либо они стали известны ему по службе. Передача выражается в сообщении све­дений иностранному государству или его представителям. Форма сообщения для квалификации значения не имеет.


Похищение предполагает, что виновный не имел к указанным сведениям свобод­ного доступа. Для того чтобы ознакомить­ся с ними, он тайно или открыто (и при­


том помимо воли ответственных за сохран­ность сведений лиц) завладевает ими. По­хищение сведений означает фактическое завладение чертежами, приборами, образ­цами изделий и т. п. При открытом похи­щении сведений действия виновного м.б. связаны с физическим насилием над лицами, хранящими сведения либо работающими с ними.


Хранение сведений заключается в лю­бых умышленных действиях, связанных с нахождением подобных материалов во владении субъекта (в помещении, при себе и т. п.).


Собирание сведений — наиболее рас­пространенная форма шпионажа. Оно м.б. осуществлено путем личных наблюдений, опроса, подслушивания, фо­тографирования, систематизации и дру-гими-способами.


Оконченным шпионаж следует считать с момента собирания сведений. При похи­щении шпионаж окончен в момент фак­тического изъятия материалов (предме­тов), содержащих соответствующие све­дения. Если преступные действия выра­зились только в передаче сведений, мо­мент окончания связан с фактом переда­чи. При хранении сведений шпионаж окон­чен с момента, когда материалы попали во владение субъекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать