Искусство росписи пасхальных яиц

гуманизации, демократизации, интеграции, дифференциации и наглядности.

Для успешного выполнения перечисленных принципов и так как при

обучении объявленной возрастной группы особое место занимает

индивидуализация обучения, нами была выбрана такая инновационная форма

обучения, как компьютерный урок с применением методов демонстрации учебного

материала и рассказа.

В результате нами разработана универсальная компьютерная обучающая

программа, способная выступить в качестве дополнительного учебного пособия

в старших классах общеобразовательной школы, школы искусств, средних и

высших учебных заведений, а также в учебных заведениях дополнительного

профессионального образования (см. приложение 20).

Обучающая программа состоит из четырех разделов. Первый раздел

посвящен историческим аспектам возникновения пасхальных яиц. В разделе

раскрыты вопросы символического значения яйца, появление и смысл их

декоративного оформления. Второй раздел затрагивает вопросы развития

искусства украшения пасхальных яиц в России. В следующем разделе описаны

основные центры народного искусства по производству пасхальных яиц и

особенностям их оформления. В заключительном разделе приведен обзор

современного состояния росписи пасхальных яиц. По окончании каждого раздела

обучаемым предлагается несколько вопросов по изученной теме, ответив на

которые они могут перейти к изучению следующего, либо прервать обучение.

При ошибочном ответе обучаемым предлагается ознакомиться с материалом

раздела снова. Отвечая на вопросы разделов обучаемый может оценить

внимательность изучения пройденного материала.

Тематическая цельность обучающей программы помогает обеспечить прочные

эмоциональные контакты обучаемых с декоративно-прикладным искусством,

приобщить их к художественной культуре.

Заключение

В процессе выполнения настоящей дипломной работы было проведено

изучение литературных данных, касающихся выбранной темы, на основании

которого проведен анализ исторических аспектов возникновения и развития

искусства художественного оформления пасхальных яиц в России.

Дана характеристика основных центров народного искусства по

производству пасхальных яиц и выявлены их отличительные особенности.

Проведен анализ аналогов изделий: сюжетов и элементов декора на

расписных пасхальных яйцах.

Также был сделан обзор современного состояния росписи пасхальных яиц из

которого следует, что эта традиция не утратила своего значения, а приобрела

более эстетический характер.

По результатам анализа, проведенного в первой главе дипломной работы

можно прийти к заключению, что художественно оформленные пасхальные яйца

получили такое широкое распространение среди различных слоев российского

населения, что о них можно говорить как о своеобразном виде декоративно-

прикладного и народного искусства.

Во второй главе было раскрыто обоснование выбора темы, материала,

композиции, сюжетов, мотивов орнамента и техники исполнения серии

пасхальных яиц. Тема “Житие Иисуса Христа” была обусловлена возросшим

интересом к евангельской истории и возрождением христианской культуры в

современный период. При выполнении творческой работы за основу взято

объединение языческих и христианских мотивов, что придает композиции

определенную оригинальность. Здесь же приведена технология, использованная

при выполнении росписи.

В результате была выполнена серия пасхальных яиц на тему “Житие Иисуса

Христа”.

В методической части дипломной работы раскрыто содержание народного

искусства как средства эстетического воспитания молодого поколения. Здесь

приведены основные психолого-педагогические особенности возрастных групп

обучаемых, раскрыты особенности применения компьютерных технологий в

педагогическом процессе. В соответствии с выбранной темой и возрастными

особенностями целевой группы были выбраны принципы, формы и методы обучения

на основании которых разработана компьютерная обучающая программа

“Пасхальные яйца. Исторический экскурс”. Программа предназначена для

индивидуального обучения учащихся старших классов, студентов средних и

высших учебных заведений. Ее цель – приобщение обучаемых к духовной

культуре.

В заключение можно сказать, что поставленные в данной дипломной работе

цель и задачи выполнены. Раскрыты основные аспекты художественного

оформления пасхальных яиц росписью. Изготовленная в рамках дипломной работы

серия расписных пасхальных яиц в дальнейшем может быть использована в

качестве образца для изготовления на предприятиях народных художественных

промыслов. Теоретическая часть может служить для продолжения исследований

данной темы.

Поскольку в настоящей работе основное внимание уделено только одному из

способов их оформления, то целесообразно дальнейшие работы студентов

нацелить на исследование других.

Также последующие работы могут быть направлены на изучение зарубежного

опыта и традиций оформления пасхальных яиц.

Литература

1. Агапкина Т. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. - С.74-77.

2. Антонова О.А. Искусство и православие. М.: Московский рабочий,

1983. - 94 с.

3. Аристова У.В. Дорого яичко к христову дню // Народное

творчество. 1996. №2. - С. 16.

4. Барская Н. Пасха // Юный художник. 1995. №3. - С. 19-23.

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. проф.

Петровского А.В. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.:

Просвещение, 1973. - 288 с.

6. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл

орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 328 с.

7. Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. №2. - С.96-103.

8. Грицюк В. И в радость, и в доход // Родина. 1995. №9. - С.105-

107.

9. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по

дереву / Под ред. к.и.н. Супрун Л.Я. (3-е изд., перераб и доп.).

М.: Лесная промышленность, 1985. - 208 с.

10. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984.

- 160 с.

11. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего

искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.

12. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими

школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ершова А.П.,

Захарова Е.А. и др. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

13. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. Л.:

Знание, 1990. - 32 с.

14. Крывелев И. Против Пасхи. М. 1937. - 63 с.

15. Кузин В.С. Психология / Под ред. Ломова Б.Ф. Учебник. (2-е изд.,

перераб. и доп.). М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.

16. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: пособие для учителя; из опыта

работы. М.: Просвещение, 1987. - 79 с.

17. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации

обученияю М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

18. Мелентьев Ю.С. Родники народного искусства // Декоративное

искусство СССР. 1978. №8. - С. 1-5.

19. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб.

заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования (3-е изд.). М.:

Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - 608 с.

20. Никитин В. Дорого яичко к христову дню // Наука и религия. 1996.

№4. - С. 14.

21. Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М.: Искусство,

1970. - 180 с.

22. Ольховченко Э. Светики // Народное творчество. 2000. №1. - С. 24-

26.

23. Онуфриева И., Миронова Е. Пасхальные сюрпризы Карла Фаберже //

Юный художник. 1990. №7. - С.37-40.

24. Пасха: Двунадесятые праздники, воскресная школа. - 28 с.

25. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества

детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы

псилогии. 1998. №5. - С. 94-101.

26. Полякова О. Иконография Иисуса Христа. (Статья вторая.

Иконография христианских праздников) // Мир музея. 1999. №6.

с.14-22.

27. Полякова О. Иконография Иисуса Христа. (Статья третья.

Оригинальное музейное исследование на основе собрания икон в

музее-заповеднике “Коломенское”) // Мир музея. 2000. №1. - С.16-

22.

28. Полякова О. Рождество Христово в русской иконе // Советский

музей. 1990. №6. - С.54-60.

29. Родимцева И.А. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. М.: Реклама,

1971. - 24 с.

30. Родимцева И.А., Куцак Л. Последний ювелир последних Романовых //

Родина. 1993. №1. - С.62-65.

31. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.

32. Славянская писанка / Бобрихин А.А., Ворончихина О.Б., Вострикова

И.Г., Гуляева Е.Д. Свердловский областной Дом Фольклора. 2000. -

22 с.

33. Событие Рождества Христова // Православная газета. 2000. №1. -

С. 4-5.

34. Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Альбом. Интербук-бизнес, 1997. -

96 с.

35. Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. М.: Российский

Раритет, 1991. - 80 с.

36. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года

№1987 “О мерах государственной поддержки народных художественных

промыслов”.

37. Федеральный закон “О народных художественных промыслах” от 6

января 1999 года №7-ФЗ.

38. Школа изобразительного искусства. (2-е изд., перераб. и доп.).

Выпуск десятый. М.: Искусство, 1968. - 170 с.

39. Школа изобразительного искусства. Выпуск десятый. М.: Искусство,

1963. - 270 с.

40. Энциклопедия православной святости. Том 1. / Рогов А.И.,

Парменов А.Г. М.: Лик пресс, 1997. - 400 с.

41. Энциклопедия православной святости. Том 2. / Рогов А.И.,

Парменов А.Г. М.: Лик пресс, 1997. - 368 с.

42. Энциклопедия российских праздников / сост.: Воскобойников В.,

Голь Н. СПб.: Респекс, 1997. - 448 с.

Приложения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать