гуманизации, демократизации, интеграции, дифференциации и наглядности.
Для успешного выполнения перечисленных принципов и так как при
обучении объявленной возрастной группы особое место занимает
индивидуализация обучения, нами была выбрана такая инновационная форма
обучения, как компьютерный урок с применением методов демонстрации учебного
материала и рассказа.
В результате нами разработана универсальная компьютерная обучающая
программа, способная выступить в качестве дополнительного учебного пособия
в старших классах общеобразовательной школы, школы искусств, средних и
высших учебных заведений, а также в учебных заведениях дополнительного
профессионального образования (см. приложение 20).
Обучающая программа состоит из четырех разделов. Первый раздел
посвящен историческим аспектам возникновения пасхальных яиц. В разделе
раскрыты вопросы символического значения яйца, появление и смысл их
декоративного оформления. Второй раздел затрагивает вопросы развития
искусства украшения пасхальных яиц в России. В следующем разделе описаны
основные центры народного искусства по производству пасхальных яиц и
особенностям их оформления. В заключительном разделе приведен обзор
современного состояния росписи пасхальных яиц. По окончании каждого раздела
обучаемым предлагается несколько вопросов по изученной теме, ответив на
которые они могут перейти к изучению следующего, либо прервать обучение.
При ошибочном ответе обучаемым предлагается ознакомиться с материалом
раздела снова. Отвечая на вопросы разделов обучаемый может оценить
внимательность изучения пройденного материала.
Тематическая цельность обучающей программы помогает обеспечить прочные
эмоциональные контакты обучаемых с декоративно-прикладным искусством,
приобщить их к художественной культуре.
Заключение
В процессе выполнения настоящей дипломной работы было проведено
изучение литературных данных, касающихся выбранной темы, на основании
которого проведен анализ исторических аспектов возникновения и развития
искусства художественного оформления пасхальных яиц в России.
Дана характеристика основных центров народного искусства по
производству пасхальных яиц и выявлены их отличительные особенности.
Проведен анализ аналогов изделий: сюжетов и элементов декора на
расписных пасхальных яйцах.
Также был сделан обзор современного состояния росписи пасхальных яиц из
которого следует, что эта традиция не утратила своего значения, а приобрела
более эстетический характер.
По результатам анализа, проведенного в первой главе дипломной работы
можно прийти к заключению, что художественно оформленные пасхальные яйца
получили такое широкое распространение среди различных слоев российского
населения, что о них можно говорить как о своеобразном виде декоративно-
прикладного и народного искусства.
Во второй главе было раскрыто обоснование выбора темы, материала,
композиции, сюжетов, мотивов орнамента и техники исполнения серии
пасхальных яиц. Тема “Житие Иисуса Христа” была обусловлена возросшим
интересом к евангельской истории и возрождением христианской культуры в
современный период. При выполнении творческой работы за основу взято
объединение языческих и христианских мотивов, что придает композиции
определенную оригинальность. Здесь же приведена технология, использованная
при выполнении росписи.
В результате была выполнена серия пасхальных яиц на тему “Житие Иисуса
Христа”.
В методической части дипломной работы раскрыто содержание народного
искусства как средства эстетического воспитания молодого поколения. Здесь
приведены основные психолого-педагогические особенности возрастных групп
обучаемых, раскрыты особенности применения компьютерных технологий в
педагогическом процессе. В соответствии с выбранной темой и возрастными
особенностями целевой группы были выбраны принципы, формы и методы обучения
на основании которых разработана компьютерная обучающая программа
“Пасхальные яйца. Исторический экскурс”. Программа предназначена для
индивидуального обучения учащихся старших классов, студентов средних и
высших учебных заведений. Ее цель – приобщение обучаемых к духовной
культуре.
В заключение можно сказать, что поставленные в данной дипломной работе
цель и задачи выполнены. Раскрыты основные аспекты художественного
оформления пасхальных яиц росписью. Изготовленная в рамках дипломной работы
серия расписных пасхальных яиц в дальнейшем может быть использована в
качестве образца для изготовления на предприятиях народных художественных
промыслов. Теоретическая часть может служить для продолжения исследований
данной темы.
Поскольку в настоящей работе основное внимание уделено только одному из
способов их оформления, то целесообразно дальнейшие работы студентов
нацелить на исследование других.
Также последующие работы могут быть направлены на изучение зарубежного
опыта и традиций оформления пасхальных яиц.
Литература
1. Агапкина Т. Пасхальные праздники // Родина. 1996. №4. - С.74-77.
2. Антонова О.А. Искусство и православие. М.: Московский рабочий,
1983. - 94 с.
3. Аристова У.В. Дорого яичко к христову дню // Народное
творчество. 1996. №2. - С. 16.
4. Барская Н. Пасха // Юный художник. 1995. №3. - С. 19-23.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. проф.
Петровского А.В. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.:
Просвещение, 1973. - 288 с.
6. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл
орнаментального образа. М.: Галарт, 1998. - 328 с.
7. Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. №2. - С.96-103.
8. Грицюк В. И в радость, и в доход // Родина. 1995. №9. - С.105-
107.
9. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по
дереву / Под ред. к.и.н. Супрун Л.Я. (3-е изд., перераб и доп.).
М.: Лесная промышленность, 1985. - 208 с.
10. Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просвещение, 1984.
- 160 с.
11. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего
искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.
12. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими
школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ершова А.П.,
Захарова Е.А. и др. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
13. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. Л.:
Знание, 1990. - 32 с.
14. Крывелев И. Против Пасхи. М. 1937. - 63 с.
15. Кузин В.С. Психология / Под ред. Ломова Б.Ф. Учебник. (2-е изд.,
перераб. и доп.). М.: Высшая школа, 1982. - 256 с.
16. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: пособие для учителя; из опыта
работы. М.: Просвещение, 1987. - 79 с.
17. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обученияю М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
18. Мелентьев Ю.С. Родники народного искусства // Декоративное
искусство СССР. 1978. №8. - С. 1-5.
19. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб.
заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования (3-е изд.). М.:
Гуманит. изд. центр Владос, 1997. - 608 с.
20. Никитин В. Дорого яичко к христову дню // Наука и религия. 1996.
№4. - С. 14.
21. Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М.: Искусство,
1970. - 180 с.
22. Ольховченко Э. Светики // Народное творчество. 2000. №1. - С. 24-
26.
23. Онуфриева И., Миронова Е. Пасхальные сюрпризы Карла Фаберже //
Юный художник. 1990. №7. - С.37-40.
24. Пасха: Двунадесятые праздники, воскресная школа. - 28 с.
25. Полуянов Ю.А. Соотношение учебной деятельности и творчества
детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы
псилогии. 1998. №5. - С. 94-101.
26. Полякова О. Иконография Иисуса Христа. (Статья вторая.
Иконография христианских праздников) // Мир музея. 1999. №6.
с.14-22.
27. Полякова О. Иконография Иисуса Христа. (Статья третья.
Оригинальное музейное исследование на основе собрания икон в
музее-заповеднике “Коломенское”) // Мир музея. 2000. №1. - С.16-
22.
28. Полякова О. Рождество Христово в русской иконе // Советский
музей. 1990. №6. - С.54-60.
29. Родимцева И.А. Ювелирные изделия фирмы Фаберже. М.: Реклама,
1971. - 24 с.
30. Родимцева И.А., Куцак Л. Последний ювелир последних Романовых //
Родина. 1993. №1. - С.62-65.
31. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. - 608 с.
32. Славянская писанка / Бобрихин А.А., Ворончихина О.Б., Вострикова
И.Г., Гуляева Е.Д. Свердловский областной Дом Фольклора. 2000. -
22 с.
33. Событие Рождества Христова // Православная газета. 2000. №1. -
С. 4-5.
34. Соловьева Л.Н. Пасхальные яйца. Альбом. Интербук-бизнес, 1997. -
96 с.
35. Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. М.: Российский
Раритет, 1991. - 80 с.
36. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года
№1987 “О мерах государственной поддержки народных художественных
промыслов”.
37. Федеральный закон “О народных художественных промыслах” от 6
января 1999 года №7-ФЗ.
38. Школа изобразительного искусства. (2-е изд., перераб. и доп.).
Выпуск десятый. М.: Искусство, 1968. - 170 с.
39. Школа изобразительного искусства. Выпуск десятый. М.: Искусство,
1963. - 270 с.
40. Энциклопедия православной святости. Том 1. / Рогов А.И.,
Парменов А.Г. М.: Лик пресс, 1997. - 400 с.
41. Энциклопедия православной святости. Том 2. / Рогов А.И.,
Парменов А.Г. М.: Лик пресс, 1997. - 368 с.
42. Энциклопедия российских праздников / сост.: Воскобойников В.,
Голь Н. СПб.: Респекс, 1997. - 448 с.
Приложения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17