Искусство росписи пасхальных яиц

обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом

и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал

тот, кто воскрес из гроба на Третий День.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник

праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих

столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный

характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова.

Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением

религиозной жизни.

Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, "и

млад и стар", готовятся с радостию встретить "праздников праздник и

торжество из торжеств" - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22

марта и не позднее 25 апреля (по старому календарю), в первый воскресный

день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во

многих местностях России день Воскресения Христова называется великим днем,

так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого

праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение

всей святой недели, и день великого праздника, поэтому равняется семи

обыкновенным дням. Ночь великой субботы представляет чудное, величественное

зрелище, как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные

храмы. Сюда спешат через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по

дорогам православные, и опоздалые попасть в переполненный уже народом храм

располагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода. В Малороссии вокруг

церквей разводятся костры, в столицах все иллюминовано, а на вышке

колоколен церквей блестят зажженные факелы. Но вот раздался первый

благовест большого колокола, вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках

православных свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, с

хоругвями, с иконами, и голос церковного хора возвещает радость великую:

"Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах". В Новгороде,

после того, как, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против

солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отвержал

их крестом, певчие пели: "Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть

наступи и гробным живот дарова", сохраняемое и доселе в церковном обиходе

старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, по 3 песни канона протопоп

читал толковое Евангелие, сам святитель в алтаре во время христосования

подходил к каждому священнику; прикладывался к иконам, которые они держали,

лобызал их и давал по два яйца. По выходе из алтаря сам, в свою очередь,

получал от боярина, властей и народа по яйцу [35. 39].

В Москве торжественное Богослужение в пасхальную ночь совершалось в

Успенском соборе, в присутствии царя, придававшего своим величием

внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с

настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники,

которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто

был одет в золотные кафтаны. После хвалитных стихир государь прикладывался

к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование в уста со

старшими, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными

яичками, либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными

по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. Затем к

целованию царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После

утрени Государь шел в Архангельский собор "христосоваться с родителями",

т.е. поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он

христосовался "в уста" со своим духовником и также жаловал его и прочих

яйцами. Равным образом делал он то же и у себя наверху, т.е. во дворце,

христосовался с боярами, оставшимися "для бережения" царской семьи во время

государева выхода в соборы. В золотой палате славили Христа духовные власти

особо, после чего царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно

он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в

Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не

исключая всякого рода мастеров, осчастливливал царь своим высоким

вниманием, допуская их к руке.

В первый же день св. Пасхи царь отправлялся по тюрьмам и, показывая

собою лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал

заключенным: "Христос воскрес и для вас" и одарял каждого либо новой

шубкой, либо рубашкой и т.п. и присылал яства для разговения: "лучшим по

части жаркой, да им же и достальным всем по части вареной, по части

баранье, по части ветчины; а каша из круп грешневых и пироги с яйцами или

мясом, что пристойнее. Да на человека же купить по хлебу да по калачу

двуденежному". Более смирным и менее виновным преступникам давали по три

чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в золотой

палате Царицыной в это время кормили нищую братию [35, 41].

От новгородской и московской старины обратимся к настоящему времени и

бросим беглый взгляд на празднование "велика дня" на Матушке-Руси. При

пении тропаря просветимся торжеством и друг друга обнимем, начинается

троекратное лобызанье и приветствие друг друга словами "Христос Воскресе" и

ответным "Воистину Воскресе", причем отдаривают друг друга яйцами,

называемые в зависимости от способа окраски: расписные – “писанками",

крашеные – “крашенками". Отличие их в том, что для крашенки использовали

вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые и обязательно

оплодотворенные. Позднее появились яйца из дерева (их называли “яйчатами"),

фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней.

Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией,

выдумкой исполнителей. Особенным уважением пользуется в народе "пасхальное

яйцо", полученное первым: оно обладает способностью открывать нечистую

силу, оно никогда не испортится до следующего года. Разумеется, речь идет о

тех яйцах, что изготавливаются из дерева и камня, стекла, хрусталя и

фарфора и предназначены для хранения в “красном углу" – перед иконами и

лампадами.

Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни.

Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на

Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными,

лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные

и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для

размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц

натуральных.

С самим “христосованьем" в Малороссии соединено много суеверий, вроде,

например, того, что если на первое приветствие "Христос Воскресе" не

ответить "Воистину Воскресе", а задумать какое-либо желание, то оно

непременно исполнится. Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ

любуется восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее

ликование и природы и людей в возродившейся жизни. В средней полосе России

дети поют песенку, обращенную к солнцу: Солнышко, ведрышко, выгляни в

окошечко! Солнышко, покатись, красное, нарядись и т.д.

А старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько

внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и

красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши, чтобы

лучше разглядеть, как будет играть и веселиться красное солнышко.

В домах и хатах, ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени,

накрыт уже стол, уставленный всевозможными яствами для разговения,

особенным обилием отличающегося в Малороссии, где плохой хозяин не уставит

стол поросенком, колбасою, пасхою и крашенками, а о зажиточных помещиках и

говорить нечего - нет возможности перечислить все яства и пития, которые

украшают пасхальный стол. Как в Рождество, так и в Пасхальную неделю

духовенство ходит по домам славить Христа. Мирские люди - парни партиями

человек 10-15 с запевалою или "починалыциком" во главе ходят по деревням с

волочебными песнями, напоминающими рождественские коляды, и распевают их

под окнами, а иногда заходят и в избу с целью угоститься. От хозяев

обыкновенно волочебники получают и жареным и вареным или даже деньгами и

делят все между участниками хора. Иногда партию волочебников сопровождает

музыкант со скрипкою или дудою.

Также Пасха сопровождалась играми с пасхальными яйцами, которые

составляли в России одно из главных праздничных развлечений. У славян

известно несколько видов таких игр, однако наиболее массовым было катание

пасхальных яиц – по земле с бугорков или со специальных лотков. Суть игры

сводилась к тому, чтобы скатить яйцо с лотка и ударить им другое – из тех,

что уже лежали внизу; когда это удавалось, человек брал себе яйцо с земли

[1, 77].

Древние традиции празднования Пасхи сохранились до наших дней.

Бесчисленное множество людей вновь наполняет храмы во время пасхального

богослужения, восстанавливаются и открываются посвященные празднику

старинные церкви. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на

страстной неделе красят яйца а в страстную пятницу дома полны запахов

пекущихся куличей.

1.2. Развитие искусства украшения пасхальных яиц в России

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо

расписывают. Такие яйца линиями своих узоров как бы напоминают о бичевании

Христа. Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать