Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

место объявилось пять претендентов. Среди них был и Кант, выставивший свою

кандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, который

стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти

кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бука и Канта.

Однако, окончательно вопрос о вакансии был решен не в пользу философа.

Оплачиваемое место получил Бук, который был старше по возрасту и по

преподавательскому стажу. Может быть сыграло роль и другое обстоятельство.

Некий Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в

губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным

сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что

Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение

данного вопроса, предпочел передать кафедру философии математику Буку,

равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту. В

этот период начинается постепенный переход Канта ко второму этапу его

творчества. Много лет спустя философ назовет свое состояние в магистерские

годы, свою приверженность к вольфианству "догматическим сном". Он запретит

пользоваться своими ранними трудами, в том числе такими, как "Опыт

некоторых рассуждений об оптимизме (1759) и "Мысли магистра Иммануила Канта

... по поводу безвременной кончины высокородного господина Функа" (1760), в

которых он обосновывал идею полного совершенства нашего мира, высказывал

мысль о том, что сам по себе человек ничего не стоит, а, как и любое другой

отдельное существо, может жить лишь во имя блага целого. Очевидно, что

подобные утверждения противоречат идее: "Человек есть цель сама по себе",

которую он развивал в более поздние годы.

* * *

1762 год был переломным для философа. Принято считать, что важнейшую

роль в новых исканиях Канта, которые в дальнейшем привели к созданию его

критической философии, сыграло знакомство с творчеством Жан-Жака-Руссо.

Руссо стал для Канта, по признанию последнего, "вторым Ньютоном". Если по

влиянием ньютоновских формул философ сформировал свои взгляды на космос,

устройство солнечной системы, мир в целом, то парадоксы Руссо помогли ему

заглянуть в тайники человеческой души. Помимо Руссо, Кант в последствии

называл еще и Давида Юма в качестве мыслителя, который "помог ему

пробудиться от догматического сна". Руссо повлиял на Канта как человека и

моралиста, Юм подтолкнул его новым теоретико-познавательным поискам,

пересмотру метафизических догм, формированию новой теории познания.

В предверии зимнего семестра 1762 года Кант выпустил, как и раньше,

брошюру - приглашение к лекциям. В предыдущих трактовались в основном

естественно научные проблемы, на этот раз для рассмотрения был взят

философский вопрос. Брошюра называлась "Ложное мудрствование в четырех

фигурах силлогизма" и содержала первую попытку критики формальной логики,

служившей опорой вольфианству. До этого автор разделял вольфианское

преклонение перед дедукцией, несколько преувеличивая значение мыслительной

деятельности человека для познания, и был убежден, что возможности

выведения одних понятий из других путем построения умозаключений

бесконечны. В этой работе он серьезно задумывается над тем, как ввести в

философию опытное знание. Этим же проблемам посвящена написанная также в

1762 году работа "Исследование очевидности принципов естественной теологии

и морали". Она была написана на конкурсную тему, объявленную Берлинской

академией наук. Работа не получила первой премии, однако была признана ее

почти равной той, что одержала победу, и вместе с ней опубликована. В этой

работе, сопоставляя философию с математикой, Кант говорит о качественном

многообразии объектов первой по сравнению с объектами второй. Анализируя

указанную проблему ученый приходит к выводу, что истинная философия еще не

написана. Настоящая философия, по его мнению, должна усвоить метод, который

Ньютон ввел в естествознание и который принес там столь плодотворные

результаты. Следовательно, надлежит, опираясь на достоверные данные опыта,

отыскать всеобщие законы. Опыт, на который должна опираться философия, -

это не только показания чувств, но и "внутренний опыт", непосредственно

очевидное сознание. С точки зрения философа, благодаря последнему

становится весьма достоверным познание бога. В этой работе Кант высказывает

важное для его дальнейшего философского развития соображение: нельзя

смешивать истину и благо, знание и моральное чувство. Грядущую философскую

революцию предвещают и те идеи, которые Кант высказывает в трактате "Опыт

введения в философию понятия отрицательных величин". Внимание мыслителя

привлекает проблема единства противоположностей. Исходный пункт рассуждений

- установленное еще в габилитационной диссертации различие между логическим

и реальным основанием. Кант указывает, что справедливое для логики может

быть неистинным для реальной действительности. Логическая противоположность

состоит в том, что относительно одной и той же вещи какое - либо

высказывание или утверждается или отрицается, одно упраздняет другое, в

результате чего получается ничто. Иное - реальная противоположность,

которая стоит в противонаправленности сил. Здесь также одно упраздняет

другое, но следствием будет нечто реально существующее.

В зимнем семестре 1762 года у Канта появился новый студент, на

которого тот сразу обратил внимание. Молодой человек числился на

теологическом факультете, обладал незаурядными способностями и

усидчивостью, писал неплохие стихи, подражая любимым поэтам Канта - Галлеру

и Попу. Это был Иоганн Готфрид Гердер, сын звонаря и учителя приходской

школы в Морунгене. У Канта Гердер прослушал все его тогдашние курсы -

метафизику, мораль, логику, математику, физическую географию. Старательно

записывал их, приводя дома свои конспекты в порядок. Сохранились все его

записи - аккуратные, ясные, обстоятельно излагающие суть проблем волнующих

философа. На основании этих конспектов и работы Канта "Единственное

возможное основание для доказательства бытия бога", вышедшей в конце в 1762

года, можно судить о том, какие вопросы пытался разрешить философ в этот

период. Кант говорит о боге. С его точки зрения, ни на собственном, ни на

чужом опыте мы не можем убедится в его существовании. Исследователю

остается положится на разум: только система рассуждений (Кант приводит ее в

своей работе) приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное

и необходимое существо. Встает, однако, вопрос: не подрывает ли подобное

отношение к религии основ нравственности? Кант утверждает: мораль и религия

- разные вещи. Мораль скорее всеобщий, человеческий, нежели божественный

суд. При воспитании надо сначала пробудить моральное чувство, а потом

прививать понятие о божестве, иначе религия превратится в предрассудок, и

вырастет хитрец, лицемер. Культура морального чувства должна предшествовать

культуре послушания. Из этих рассуждений философ выводит основной закон

человеческого поведения - "поступай в соответствии со своей моральной

природой".

В 1764 году Канту исполнилось сорок лет. Он известен, его ценят и

уважают. Ламберт и Мендельсон обращаются к нему с предложениями вступить в

научную переписку, и Кант их принимает. Лекции пользуются успехом,

аудитория всегда полна, и некоторые курсы он передоверяет своим ученикам.

Книги хорошо расходятся, а написанные в 1762 году "Наблюдения над чувством

возвышенного и прекрасного" принесли ему славу модного автора. Но он все

еще приват-доцент, не получающий ни гроша от университета. В Берлине

понимают неестественность подобной ситуации. В августе 1764 года из

министерства юстиции, ведавшего делами образования, поступает предложение

занять место профессора поэзии и красноречия, которое пустовало в

Кенигсберге уже два года. Кант отказался. У него была цель, он шел к ней

прямой дорогой. Отказ оценили. Специальным рескриптом от имени короля было

обещано "весьма умелого и со всеобщим успехом преподающего доцента Канта

выдвинуть при первой же возможности". Значительное место среди работ этого

периода занимает работа "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики",

экземпляры которой были посланы Ламберту и Мендельсону. Это не трактат, а

скорее эссе, посвященное деятельности Иммануила Сведенборга, человека

необыкновенного, шведского философа и математика, который рано прославился

своими работами по механике, горному делу, минералогии, а под старость

объявил себя ясновидцем, которому сам бог поручил основать новую церковь.

"Грезы ..." примечательны тем, что на одну доску с "духовидцами" Канта

ставит и приверженцев спекулятивной метафизики. Метафизики тоже грезят и

свои идеи принимают за подлинный порядок вещей. Он смеется не только над

визионерством, но и над умозрительными спекуляциями, он призывает людей

науки полагаться только на опыт, представляющий собой "альфу и омегу

познания". Таким образом Кант прощается с вольфианской метафизикой,

приверженцем которой он был ранее.

К концу 60-х годов XVIII века Кант становится известен уже не только

в Пруссии. В 1769 году профессор Хаузен из Галле намеревается издать

"Биографии знаменитых философов и историков XVIII века в Германии и за ее

пределами". Кант включен в сборник, и автор обращается к нему за

необходимыми материалами. Почти одновременно приходит приглашение на работу

в Эрланген. Куратор местного университета предлагает Канту занять только

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать