Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

материал для рассудка". Таким образом, сфера духовной деятельности человека

обрисована, ограждена в своей специфичности. Истина, добро и красота поняты

в их своеобразии и сведены воедино. Единство истины, добра и красоты

находит дополнительное обоснование в учении об искусстве. В эстетике Канта,

развернутой в сторону общефилософских проблем, искусству отведено

сравнительно небольшое, хотя и достаточно важное место. Все отмеченные выше

особенности эстетического проявляют себя здесь в полной мере. Искусство, по

Канту, - это не природа, не наука, не ремесло. Искусство может быть

механическим и эстетическим. Последнее, в свою очередь, делится на приятное

и изящное. Приятные искусства предназначены для наслаждения, развлечения и

времяпрепровождения. Изящные искусства содействуют "культуре способности

души", они дают особое "удовольствие рефлексии", приближая сферу

эстетического сфере познания. Однако, кантовская дихотомия искусства на

этом не ограничивается. Философ одним из первых в истории эстетики дает

классификацию изящных искусств. Основанием деления служит способ выражения

эстетических идей, то есть красоты. Различные виды искусства - различные

виды красоты. Может быть красота мысли и красота созерцания. Во втором

случае материалом художника служит либо созерцание, либо форма. В

результате Кант обнаруживает три вида изящных искусств - словесное,

изобразительное и искусство игры ощущений. В свою очередь, словесные

искусства - это красноречие и поэзия. Изобразительные искусства включают в

себя искусство чувственной истины (пластика) и искусство чувственной

видимости (живопись). К пластике философ относит ваяние и зодчество (в том

числе прикладное искусство). Третья часть - искусство игры ощущений

опирается на слух и зрение. Это игра звуков и игра красок. Таким образом,

кантовская классификация искусств может быть представлена следующей схемой:

|Искусство |

|механическое|эстетическое |

| |приятное |изящное |

| | |словесное |изобразительное |искусство |

| | | | |игры |

| | | | |ощущений |

| | |красноречие|поэзия|пластика |живопись |музыка |

Поэзию Кант считает высшей формой художественного творчества.

Значение поэзии, в том, что она совершенствует интеллектуальные и моральные

потенции человека; играя мыслями, она выходит за пределы понятийных средств

выражения и тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек

не только часть природы, но созидатель мира свободы. Однако, не следует

забывать, что философ не ставит знака равенства между искусством и

познанием. В схеме перечислены так называемые "основные виды" искусств.

Однако, философ отмечает, что сочетание основных видов искусства порождает

другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью

- драму, поэзия в сочетании с музыкой - пение, пение в сочетании с музыкой

- оперу и т.д.). Для суждения о произведении искусства нужен вкус, для его

создания требуется гений. Способности души, сочетание которых образует

гений, - воображение и рассудок. Четыре признака характеризуют "гений":

это способность создавать то, для чего не может быть

дано никакого правила;

созданное произведение должно быть образцовым;

автор не может объяснить другим, как возникает его

произведение;

"сфера" гения - не наука, а искусство.

Кант пришел к постановке эстетических проблем, отправляясь не от

размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою

философскую систему. Таким образом, сам философ видит в эстетике

"пропедевтику всякой философии". Это значит, что систематическое изучение

философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро

и истина, т.е. знакомство с третьей "Критикой" должно предшествовать чтению

первых двух.

* * *

В августе 1794 года Кант отметил свое семидесятилетие. Юбилейных

торжеств не было - философ радовался уже тому, что о нем не вспоминают. В

этот период он вступил на путь конфронтации с прусскими властями. Причиной

этого послужило написание и опубликование ряда статей, в которых автор

иронизировал над догматами церкви. Новый король Фридрих Вильгельм II не

терпел вольнодумства. Прежний девиз "Рассуждайте, но повинуйтесь" уступил

место более привычному "Повинуйтесь, не рассуждая". Тем не менее, накануне

юбилея Кант опубликовал статью "Конец всего сущего", которая стала

последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Поползли слухи о

готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в июле 1794 года

русская Академия наук избрала Канта своим членом. На заседании был

утвержден список из 14 иностранный ученых. Рекомендовал Канта географ И.И.

Георги, превозносивший не только "Критику чистого разума", но и "Физическую

географию", тогда еще не опубликованную и известную лишь как лекционный

курс. Вполне возможно, что Кант получил одобрительные слова из Петербурга

одновременно с окриком, последовавшим из Берлина. Прусское правительство

долго ломало голову над тем, как наказать всемирно известного ученого и не

угодить при этом в глупое положение. Наконец форма взыскания была найдена:

в октябре 1794 года Кант получил выговор от короля, но никто, кроме самого

философа, об этом не узнал, так как королевский приказ не был обнародован,

а пришел как частное письмо. Отказываться от своих взглядов было не

правилах Канта, оказывать сопротивление - было ему не силам. На случайно

подвернувшемся клочке бумаги он сформулировал единственно возможную

тактику: "отречение от внутреннего убеждения низко, но молчание в случае,

подобном настоящему, является долгом подданного; если все, что говоришь,

должно быть истинным, то не обязательно гласно высказывать всю истину.

Дух Канта долго господствовал над его телом. Но всему приходит конец.

Философ не был болен, но силы его убывали. Он постепенно сокращал объем

своих учебных занятий, заканчивал зимний семестр не в апреле, а в феврале.

Последняя лекция (по логике) была им прочитана 23 июня 1796 года. Потом еще

три семестра он объявлял лекционные курсы, но с оговоркой: "если позволит

здоровье". Здоровье не позволяло, лекции отменялись. Однако, Кант не

собирался еще уходить в отставку. Он гордился тем, что и в преклонном

возрасте сохраняет ясность мысли, бодрость духа, интерес к жизни и любимому

делу. Не было сил читать лекции, но он мог еще писать. В период с 1795 по

1798 год он написал: "К вечному миру", "Об органе души", "Метафизика

нравов", "Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в

философии", "О мнимом праве лгать из человеколюбия", "Спор факультетов".

Завершив "Метафизикой нравов" построение философской системы, Кант

почувствовал потребность изложить свое учение в более иди менее

концентрированном виде. Так появилась "Антропология" (1798) - последняя

работа, изданная самим автором. Здесь как бы подводится итог размышлениям о

человеке и вообще всем философским размышлениям. Это завершение пути, и

одновременно начало - начинать изучение философии Канта целесообразно

именно с "Антропологии". Структура этого произведения совпадает с общей

системой кантовской философии. Главная часть книги распадается на три

раздела в соответствии с темя способностями души: познанием, чувством

удовольствия и способностью желания. Именно эти три особенности определили

в свое время содержание трех "Критик ...". В "Антропологии" идеи

критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его

переживаниями, устремлениями, убеждениями. Полученный результат

схематически выглядел следующим образом:

|Способности души |Познавательные |Априорные принципы|Применение их к |

| |способности | | |

|Познавательная |Рассудок |Закономерность |Природе |

|способность | | | |

|Чувство |Способность |Целесообразность |Искусству |

|удовольствия и |суждения | | |

|неудовольствия | | | |

|Способность |Разум |Конечная цель |Свободе |

|желания | | | |

На схеме философская система Канта представлена в ее окончательном

виде. Способности суждения отведено промежуточное место между рассудком и

разумом, и сам мыслитель недвусмысленно говорит о критике способности

суждения как средстве, "связующем обе части философии в одно целое". Кант

пришел к своеобразному преодолению дуализма науки и нравственности путем

апелляции к художественным потенциям человека. Формула философской системы

Канта - истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнутые на

человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная

интуиция.

Кант - философ XVIII века. Век был на исходе. Система критической

философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство

самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть поэтому спало

напряжение поиска, силы быстро пошли на убыль. В ноябре 1801 года философ

окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив

полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал

посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. Дольше

других писал Кизеветтер, но уже не столько о философских материях, сколько

о репе из Тельтова, которая пришлась по вкусу философу и которой Кизеветтер

его регулярно снабжал. К августу 1801 года относится последнее письмо,

написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней

помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в

жизни он провел несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3 февраля

1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года. Смерь

его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина. Еще в 1799

году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы

состоялись они на третий день после кончины и были по возможности

скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут

земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь

город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24

студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи

сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору

Кенигсберга с северной стороны.

* * *

Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он

смог, что успел сказать, что было услышано. Жизнь Канта - это прежде всего

написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет

иной биографии кроме истории его учения. Все знавшие его говорили, что это

был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он

любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать,

сочетая глубокомысленную ученость со светским лоском. Кант вовсе не был

затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был

общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Однако, он не искал

славы, не добивался власти, не знал любовных треволнений. Размеренное и

однообразное течение внешней жизни философа объясняется тем, что у него

рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу

он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать,

в труде он находил главную радость. С детства будущий философ отличался

хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил

долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он

разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно

придерживался, и добился поразительных результатов. Он умер со спокойной

совестью, с сознанием исполненного долга.

Слово далеко не всегда влечет за собой дело. Поучать легче, чем

следовать поучениям. В истории философии есть множество примеров

несовпадения проповеди и поведения. Однако, Кант - моралист и Кант -

человек - одно и тоже. Конечно, он не всегда и не во всем руководствовался

прописями категорического императива. Но в общем и целом его поведение

соответствовало тому идеалу внутренне свободной личности, который он

набросал в своих произведениях. Была цель жизни, был осознанный долг, была

способность управлять своими желаниями и страстями. Природа наделяет

человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант сделал

самого себя и в этом отношении он уникален.

.

Список литературы

Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963 - 1966.

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Гулыга А.В. Кант. - 2-е изд. - М., Мол. гвардия, 1981.

Нарский И.С. Кант. М., 1976.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать